Программа_курса_Моя_семья 2024-2025

1

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ СЕМЬЯ»

3

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ
8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «МОЯ СЕМЬЯ»

17

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Моя семья»
Курс внеурочной деятельности «Моя семья» интегрирован в курс внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» и составляет 17 часов.
Программа курса внеурочной деятельности «Моя семья» (далее — программа)
для обучающихся 10 классов общеобразовательных организаций составлена на основе
требований и положений:

•

федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 мая 2012 г № 413 (с изменениями и дополнениями
от 12 августа 2022 г) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»);

•

федеральной образовательной программы среднего общего образования
(утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18
мая 2023 г № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования»);

•

федеральной рабочей программы воспитания на уровне среднего общего
образования (является составной частью федеральной образовательной
программы среднего общего образования, раздел 130)
Нормативными основами разработки содержания программы являются:

1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно- нравственных ценностей»;
3) Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 875 «О
проведении в Российской Федерации Года семьи»;
4) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г №
1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в
Российской Федерации на период до 2025 года»;
5) Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая
2015 г № 996-р);
6) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 02 07 2021 № 400)

3

Актуальность курса внеурочной деятельности «Моя семья»
Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 2023 года № 875 «О
проведении Года семьи» 2024 год объявлен в Российской Федерации Годом семьи в
целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения
традиционных семейных ценностей В настоящее время на государственном уровне
реализуются многочисленные меры, направленные на поддержку семьи, сохранение и
укрепление традиционных семейных ценностей, что отражено в ряде нормативных
правовых документов (Конституции Российской Федерации, Указе Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно- нравственных ценностей», распоряжении Правительства Российской
Федерации от 25 августа 2014 г
№ 1618-р «Об утверждении Концепции
государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025
года»). В распоряжении Правительства Российской Федерации № 2580-р от 16
сентября 2021 г «О плане мероприятий по реализации Концепции демографической
политики Российской Федерации на период до 2025 года» также отмечается
необходимость проведения мероприятий, направленных на популяризацию и
продвижение традиционных семейных ценностей, ответственного родительства,
поддержку и защиту семьи, материнства, отцовства и детства, распространение в
субъектах Российской Федерации лучших региональных практик реализации
проектов и программ родительского просвещения и семейного воспитания,
направленных на формирование у обучающихся образовательных организаций и их
родителей (законных представителей) традиционных семейных ценностей.
Россия определила курс на укрепление семьи и всемерную поддержку
родителей в воспитании детей на основе сохранения базовых ценностей российского
общества и семейных традиций. В то же время в российском обществе
констатируется кризисное состояние социального института семьи, выражающееся в
девальвации семейных ценностей и установок, увеличении возраста вступления в
первый брак и рождения детей, росте числа разводов, большой доле неполных семей
и других негативных тенденциях.
Как следствие происходит разрушение
традиционных моделей семейных отношений, что неблагоприятно сказывается на
готовности молодых людей к вступлению в брак, их адаптации к семейной жизни и
стабильности молодых семей.

4

Таким образом, актуальность программы курса внеурочной деятельности «Моя
семья» для обучающихся 10 классов общеобразовательных организаций обусловлена
необходимостью целенаправленной деятельности по формированию ценностного
отношения к семье и браку, культуры семейных отношений, нормативных
представлений о моделях поведения и межличностных отношениях в семье на основе
традиционных российских духовно- нравственных ценностей, социальных и
семейных традиций, принятых в российском обществе правил и норм поведения
Цель курса — формирование позитивного
обучающихся к семье и браку Основные задачи курса:

ценностного

отношения

•

формирование у обучающихся представлений о значении семьи для
полноценного существования человека, развития общества и обеспечения
устойчивости государства;

•

стимулирование
положительного
эмоционального
отношения
обучающихся к семье и браку, поддержка установки на семейный образ жизни,
рождение и воспитание в семье детей;

•

обогащение позитивного социокультурного опыта обучающихся на
основе воспитания в духе традиционных российских духовно- нравственных
ценностей, соблюдения принятых в российском обществе правил и норм поведения,
поддержания социальных и семейных традиций.
Методологические основы курса базируются на следующих подходах:

•

Аксиологическом подходе, который является ведущим в разработке
содержания курса и определяет его ценностно- смысловое
содержание, ценностные доминанты и целевую ориентацию на формирование
отношения подрастающего поколения к семье и браку на основе традиционных
российских ценностей
Инвариантное ценностно- целевое содержание курса
определяет общее для всех граждан Российской Федерации, вне зависимости от их
мировоззренческих, культурных, национальных, религиозных и других особенностей,
содержание российских традиционных ценностей, которое представлено в нормах
Конституции Российской Федерации в качестве российских конституционных
ценностей Наряду с этим учитывается наличие вариативного ценностно- целевого
содержания курса, которое определяется культурно- историческими особенностями и
традициями народов России, российских традиционных религий, отражает

5

мировоззренческое, культурное разнообразие граждан, семей, народов России,
российского общества, регионов России, образовательных организаций.
Исходя из этого, программа включает инвариантный (базовый) компонент,
содержание которого отраженно в тематическом планировании, и вариативный
компонент, который формируется с учетом региональной и местной социокультурной
специфики, потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального
партнерства, имеющегося опыта реализации семейноориентированного курса.

•

Междисциплинарный
подход
подразумевает
проектирование
содержания курса на основе знаний, умений и навыков, полученных обучающимися
при освоении ими федеральной образовательной программы соответствующего
уровня образования, а также опору на содержательный потенциал таких областей
научных знаний, как психология, педагогика, социология, медицина, экономика и
право.

•

Системнодеятельностный
подход
обеспечивает
практикоориентированный характер содержания курса, полисубъектное взаимодействие в
системе «педагоги — обучающиеся — родители», использование вариативных
методов, форм и средств освоения учебного материала с акцентом на проблемных и
поисковых методах.
Формы организации внеурочной деятельности при реализации программы
предполагают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность.
Предусмотрено использование ресурсов других организаций (социальной сферы,
культуры, спорта, здравоохранения, дополнительного и профессионального
образования, детских общественных организаций).
Место курса «Моя семья» в образовательном процессе
Программа курса рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов и
предполагает включение в план внеурочной деятельности образовательной
организации.
Программа служит основой для разработки рабочих программ в составе
основной образовательной программы общеобразовательной организации в
соответствии с ее особенностями: организационно- правовой формой, контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, учетом этнокультурной специфики, особых
образовательных потребностей обучающихся

6

Взаимосвязь курса «Моя семья» с федеральными программами воспитания
Программа ориентирована на достижение целевых ориентиров результатов
воспитания на уровне среднего общего образования: осознанно выражающий свою
российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном,
многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом
сообществе;

•

проявляющий приверженность традиционным духовно- нравственным
ценностям, культуре народов России с учетом мировоззренческого,
национального, конфессионального самоопределения;

•

действующий и оценивающий свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям;

•

ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимание брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности;

•

понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни,
здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении
своего здоровья и здоровья других людей;

•

выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую
активность), стремление к физическому совершенствованию; соблюдающий и
пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни;

•

участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в
семье, в образовательной организации, в своей местности.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЯ СЕМЬЯ»
Ориентирами планируемых результатов освоения курса «Моя семья» являются:

•

требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения
федеральных образовательных программ (ФОП) среднего общего образования,
прежде всего в части содержания образования о семье и браке, межличностных
и социальных отношениях (в том числе в рамках учебных предметов «Русский
язык», «Литература», «Обществознание», «Физическая культура»);

•

целевые ориентиры результатов воспитания обучающихся в отношении семьи и
брака на уровне среднего общего образования.
Освоение обучающимися курса внеурочной деятельности «Моя семья» должно
обеспечивать достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты:

•

принятие и приверженность традиционным российским духовно- нравственным
(в том числе семейным) ценностям, культуре народов России с учётом
мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения;

•

готовность противостоять деструктивной идеологии, включая культивирование
эгоизма, безнравственности, отрицание естественного продолжения жизни,
ценности крепкой семьи, брака, многодетности, разрушение традиционной
семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений;

•

готовность
к
саморазвитию,
самоопределению;

•

осознание ценности семьи и семейного образа жизни, ориентация на создание
крепкой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей;

самостоятельности

и

личностному

понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения
и воспитания в семье детей;

•

ответственное отношение к своим родителям, уважение к старшим;

•

неприятие насилия
ответственности;

в

семье,

ухода

8

от

родительской

•

развитие социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты;

•

развитие способности сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;

•

сформированность ценностей здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью; практическая установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий
и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому
совершенствованию, понимание значения личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей;

•

готовность к труду, осознание ценности труда, трудолюбие, участие в
социально значимой трудовой деятельности в семье
Метапредметные результаты:

•

освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий
(познавательных, коммуникативных, регулятивных),
способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике;

•

совершенствование языковой культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;

•

развитие креативного мышления при решении жизненных проблем;

•

овладение навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности;

•

умение переносить знания, средства и способы действия в практическую
область жизнедеятельности;

•

умение самостоятельно работать с различными информационными
источниками, оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально- этическим нормам;

9

•

владение различными способами
аргументированно вести диалог;

•

владение навыками рефлексии, умение оценивать приобретенный опыт;
принятие себя, понимание своих достоинств и недостатков

общения

и

взаимодействия,

умение

Предметные результаты:

•

овладение лексикой, отражающей традиционные российские духовнонравственные ценности, ценностное отношение к семье и браку, систему
межличностных отношений;

•

владение знаниями о роли семьи в жизни личности, общества и государства, о
браке и семье как социальном институте, функциях семьи, роли семейных
ценностей и традиций, ответственном родительстве;

•

владение знаниями о правовых основах семьи и брака;

•

владение знаниями о направлениях государственной семейной политики, мерах
государственной поддержки семьи;

•

владение знаниями об этапах и закономерностях развития семьи, способах
предотвращения и преодоления семейных конфликтов и кризисов;

•

владение знаниями о способах сохранения и укрепления здоровья, в том числе
репродуктивного, умение применять их на практике;

•

сформированность представлений о культуре взаимоотношений в семье (с
учетом реализации вариативного ценностно- целевого содержания курса);

•

восприятие произведений литературы и искусства как источника опыта оценки
явлений с позиций традиционных российских духовно- нравственных
ценностей;

•

умение применять полученные знания для принятия практических решений в
повседневной жизни

Освоение обучающимися курса предполагает присвоение ими ценностного
содержания, поэтому личностные результаты и уровень достижения целевых
ориентиров воспитания могут оцениваться посредством инструментов, нацеленных на

10

закрепление знаний,
обучающихся:

решение

практических

задач,

поддержку

инициатив

• исследование ценностного отношения обучающихся к семье, браку,
осознанному родительству и пр до начала курса и по итогам его освоения;
• проектная деятельность;
• педагогическое наблюдение;
• участие обучающихся в социально- значимых проектах и акциях по тематике
курса и пр.

11

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (1,5 ч.)
1.1. Личность. Быть или казаться (0,5 ч.)
Индивид, индивидуальность, личность. Характеристики и качества личности.
Самоидентификация, самопознание, самовыражение и самосовершенствование
личности. Свобода и ответственность личности. Личность и «личина». Пути и
способы самовыражения. Моральный выбор и его влияние на дальнейшую жизнь.
1.2. Эта трудная работа взросления (0,5 ч.)
Период юности — последнее время детства и первый возраст взрослости.
Социально- коммуникативные и психофизиологические особенности юношеского
возраста. Кризис юности и условия его преодоления. Взросление и самоопределение,
планирование будущего. Планирование будущей семейной жизни как одна из
составляющих процесса взросления и самоопределения личности.
1.3. Мужественность и женственность (0,5 ч.)
Историко- культурные истоки понятий мужественности и женственности.
Качества, определяющие мужественность и женственность. Гражданско- правовое
равноправие полов как конституционная норма и основополагающий принцип
семейного права. Черты и качества будущего спутника жизни.
Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (3 ч.)
2.1. Семья как традиционная российская ценность (0,5 ч.)
Традиционные российские духовно- нравственные ценности — основа
государства, общества и семьи. Понятие «крепкая семья» как традиционная ценность.
Ценности человека — основа его личности. Взаимосвязь ценностей и представлений
человека о счастье. Семья как важная составляющая человеческого счастья.

12

2.2. Что делает семью крепкой: семейные ценности и традиции (0,5 ч.)
Семейные ценности и традиции — основа сплоченной и крепкой семьи
Традиции — способ передачи из поколения в поколение нравственных установок,
ценностей, норм, образцов поведения, обычаев Старшее поколение — хранитель
семейных традиций, семейной истории, основа семейной общности Семейная
история — часть общего наследия нашего народа Укрепление семейных ценностей
как условие поддержания единства, стабильности, гармонии и благополучия общества
2.3. Искусство быть вместе (0,5 ч.)
Этика и культура семейного общения. Условия и правила конструктивного
общения. Общие ценности как основа взаимопонимания. Умение слышать и слушать,
принимать позицию другого и идти на компромиссы — основа крепких отношений в
семье. Способы демонстрации любви и взаимопонимания в семье.
2.4. Уклад семьи (0,5 ч.)
Семейный уклад — фундамент семейной жизни. Ценности, традиции,
отношения — составляющие семейного уклада. Общее и индивидуальное в укладе
российских семей. Традиции в укладе современной российской семьи.
Закономерности формирования уклада семьи. Взаимосвязь культуры семейного
общения и семейного уклада.
Раздел 3. «Возрасты семьи» (6,5 ч.)
3.1. Любовь и влюбленность. Выбор спутника жизни (0,5 ч.)
Любовь в жизни человека. Любовь как стимул к самосовершенствованию.
Влюбленность и любовь: сходство и отличия. Выбор спутника жизни — основа
благополучия в будущем. Качества и факторы, влияющие на выбор спутника жизни.
Взаимопонимание, доверие, единство во взглядах и ценностных установках как
основа любви.
3.2. Романтические отношения (0,5 ч.)
Этапы романтических отношений: знакомство, первое свидание, знакомство с
родителями. Личностные качества избранника и ожидания молодых людей друг от
друга. Особенности общения на этапе романтических отношений. Правила личной
безопасности при знакомстве и в начале отношений.

13

3.3. Подготовка к созданию семьи (0,5 ч.)
Личностная готовность к семейной жизни — главное условие успешности брака
и стабильности будущей семьи. Основные составляющие подготовки к браку.
Синхронизация личных жизненных целей и установок — ключевое условие
готовности к семейной жизни.
3.4. Свадьба. Становление семьи (0,5 ч.)
Заключение брака — изменение социального статуса человека и рождение
новой семьи. Подача заявления и регистрация брака. Свадьба как знаковое событие в
жизни человека. Брак как основное условие создания семьи. Единые цели и ценности,
доверие супругов — основа устойчивых отношений в молодой семье.
3.5. Первые годы в браке (0,5 ч.)
Первые годы брака — формирование системы отношений между супругами,
уклада новой семьи. Причины разногласий в молодой семье. Совместное ведение
домашнего хозяйства и семейного бюджета, организация совместного досуга —
важные аспекты становления семьи. Взаимоуважение и взаимопонимание — условие
успешного решения затруднительных ситуаций.
3.6. Мотивы рождения детей (0,5 ч.)
Любовь к детям как неотъемлемое свойство человеческой природы. Готовность
стать родителями. Мотивы рождения детей и их влияние на будущее семьи. Статус
родителя и подготовка к нему. Ответственное родительство.
3.7. Рождение ребенка. Родительство (0,5 ч.)
Изменения в жизни семьи, связанные с появлением ребенка. Освоение
родительских ролей. Установки и ожидания будущих родителей. Способы
преодоления проблем и разногласий, связанных с рождением ребенка.
3.8. Родительская любовь. Воспитание детей (0,5 ч.)
Принятие, поддержка, уважение, доверие как составляющие родительской
любви. Забота о детях, их воспитание — право и обязанность родителей. Соблюдение
баланса в воспитании. Эмоциональная связь с ребенком — важное слагаемое
родительства.

14

3.9. Родители и дети. Взаимоотношения поколений (0,5 ч.)
Связь поколений — условие сохранения традиций и ценностей семьи. Роль
бабушек и дедушек в воспитании ребенка. Забота о старших родственниках.
Уважение, доверие, забота — основа отношения детей к родителям.
3.10. Конфликты в семье и способы их преодоления (0,5 ч.)
Семейный конфликт как противоречие потребностей, интересов, ценностных
установок супругов. Наиболее частые причины семейных конфликтов. Условия и
способы конструктивного разрешения семейных конфликтов. Влияние конфликтов на
семью.
3.11. Преодоление семейных кризисов (0,5 ч.)
Семейные кризисы как этапы развития семьи. Причины возникновения
семейных кризисов. Нормативные и ненормативные семейные кризисы. Способы и
условия преодоления кризисов. Родители и дети в ситуации семейных кризисов.
Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (4 ч.)
4.1. Здоровый образ жизни семьи (0,5 ч.)
Здоровье человека как фактор личностного и профессионального успеха.
Здоровый образ жизни как фундамент благополучия семьи. Забота о своем здоровье в
юности — профилактика возможных семейных проблем. Составляющие здорового
образа жизни.
4.2. Полезные и вредные привычки (0,5 ч.)
Влияние вредных привычек на благополучие семьи. Полезные привычки, их
влияние на жизнедеятельность и взаимосвязь со здоровым образом жизни.
Формирование привычек. Уклад семьи, основанный на здоровом образе жизни.
4.3. Основы репродуктивного здоровья (0,5 ч.)
Репродуктивное здоровье и его взаимосвязь со здоровым образом жизни.
Знание и понимание угроз репродуктивному здоровью — первый шаг к осознанному
родительству. Источники получения знаний о репродуктивном здоровье и
современные возможности его диагностики и поддержания.

15

4.4. Психологическое здоровье семьи (0,5 ч.)
Психологическое
здоровье,
условия
его
сохранения:
способность
адаптироваться к изменяющимся условиям, противостоять стрессовым ситуациям,
развитая рефлексия, позитивное мышление, саморазвитие. Сохранение семейных
ценностей, гармоничные семейные отношения как фактор обеспечения
психологической устойчивости семьи.
4.5. Экономическое благополучие семьи (0,5 ч.)
Экономика семьи — важная составляющая семейной жизни. Финансовая
грамотность — залог финансовой стабильности и благополучия семьи. Планирование
и распределение семейного бюджета, предупреждение возможных рисков — важные
навыки для обеспечения психологического благополучия семьи, поддержания
здорового образа жизни.
Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (2 ч.)
5.1. Семейная политика Российской Федерации и меры государственной
поддержки семьи (0,5 ч.)
Дети и защита семьи — приоритет государственной политики России. Меры
поддержки молодых семей и семей с детьми в Российской Федерации. Владение
навыками пользования государственными и социальными услугами — элемент
правовой культуры семьи. Социальные и психологические службы, общественные и
религиозные организации — ресурс помощи и сопровождения семьи.
5.2. Правовые аспекты семейной жизни: права и обязанности членов семьи
(0,5 ч.)
Семейное право и семейное законодательство. Семейный кодекс — основа
определения правового статуса семьи и ее членов. Права, обязанности и законные
интересы членов семьи. Принципы взаимодействия членов семьи при осуществлении
своих прав и исполнении обязанностей. Правовая грамотность и ее значение в жизни
современной семьи.

16

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «МОЯ СЕМЬЯ»
Наименование Кол№
разделов и тем во
п/п
курса
часов

Программное содержание

Форма работы / характеристика деятельности
обучающихся

Раздел 1. «Готовность к созданию семьи» (1,5 ч.)
1 1 Личность. Быть 0,5
или казаться

Индивид,
индивидуальность,
личность.
Характеристики
и
качества
личности.
Самоидентификация, самопознание,
самовыражение
и
самосовершенствование личности.
Свобода
и
ответственность
личности. Личность и «личина».
Пути и способы самовыражения.
Моральный выбор и его влияние на
дальнейшую жизнь

17

Чтение и обсуждение стихотворения Е Евтушенко
«Людей неинтересных в мире нет…». Выполнение
практического рефлексивного задания.
Работа с цитатами, беседа.
Просмотр короткометражного фильма «Фальшивка»,
обсуждение.
Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Левитанского
«Каждый выбирает для себя…»
Чтение и обсуждение притчи. Заключительная беседа

1 2 Эта трудная
работа
взросления

0,5

Период юности — последнее время
детства и первый возраст взрослости.
Социально- коммуникативные и
психофизиологические особенности
юношеского возраста. Кризис юности
и условия его преодоления.Взросление
и самоопределение, планирование
будущего. Планирование будущей
семейной жизни как одна из
составляющих процесса взросления и
самоопределения личности.

18

Просмотр и обсуждение фрагментов из х/ф
«Мама» и/или «Курьер».
Работа в группах: анализ таблицы «Возрастная
периодизация по Д. Б. Эльконину».
Прослушивание и обсуждение аудиозаписи —
В. Высоцкий «Песня о возрасте».
Просмотр и обсуждение видеоролика «Выбор».
Беседа о планировании будущей семейной жизни.
Работа с иллюстративным материалом.
Заключительная беседа.

1 3 Мужественность
и женственность

0,5

Историко- культурные истоки понятий
мужественности и женственности.
Качества, определяющие
мужественность и женственность.
Гражданско- правовое равноправие
полов как конституционная норма и
основополагающий принцип
семейного права. Черты и качества
будущего спутника жизни.

Работа с иллюстративным материалом, беседа.
Работа с понятиями «мужественность» и
«женственность». Работа в группах: составление
перечня качеств, определяющих мужественность
и женственность. Работа с фрагментами
литературных произведений, иллюстрирующих
понятия мужественности и женственности.
Прослушивание и обсуждение видеоклипа
«Родина» (проект «Музыка вместе»). Заключительная
беседа.

Раздел 2. «Ценности и традиции семьи» (3 ч.)

19

2 1 Семья как
традиционная
российская
ценность

0,5

Традиционные российские духовнонравственные ценности — основа
государства, общества и семьи.
Понятие
«крепкая
семья»
как
традиционная ценность. Ценности
человека — основа его личности.
Взаимосвязь ценностей и
представлений человека о счастье.
Семья как важная составляющая
человеческого счастья.

20

Беседа, работа с цитатами.
Работа с понятиями «культурный код», «ценности».
Выполнение практического задания по текстам
нормативных правовых документов.
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Значимые ценности».
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Доживем до
понедельника» .Чтение и обсуждение притчи.
Заключительная беседа.

2 2 Что делает
семью крепкой: семейные
ценности и
традиции

0,5

Семейные ценности и традиции —
основа сплоченной и крепкой семьи.
Традиции — способ передачи из
поколения в поколение нравственных
установок, ценностей, норм, образцов
поведения, обычаев. Старшее
поколение — хранитель семейных
традиций, семейной истории, основа
семейной общности. Семейная
история — часть общего наследия
нашего народа. Укрепление семейных
ценностей как условие поддержания
единства, стабильности, гармонии и
благополучия общества.

21

Чтение и обсуждение рассказа победителя
Всероссийского конкурса сочинений «Россия,
устремленная в будущее».
Работа с понятиями «традиции», «семейные
традиции».
Работа с текстом о семейных традициях, обсуждение
новеллы О Генри «Дары волхвов», заполнение
таблицы.
Обсуждение результатов исследования традиций
семейного воспитания ФГБНУ «ИИДСВ».
Работа в парах/мини-группах: «проектирование»
традиций воображаемой будущей семьи.

2 3 Искусство быть
вместе

0,5

2 4 Уклад семьи

0,5

Этика и культура семейного общения.
Условия и правила конструктивного
общения. Общие ценности как основа
взаимопонимания. Умение слышать и
слушать, принимать позицию другого
и идти на компромиссы — основа
крепких отношений в семье. Способы
демонстрации любви и
взаимопонимания в семье.
Семейный уклад — фундамент
семейной жизни. Ценности, традиции,
отношения — составляющие
семейного уклада. Общее и
индивидуальное в укладе российских
семей. Традиции и новации в укладе
современной российской семьи.
Закономерности формирования уклада
семьи. Взаимосвязь культуры
семейного общения и семейного
уклада.

22

Чтение и обсуждение притчи. Беседа о нормах и
правилах поведения и общения в семье.
Выполнение практического задания: составление
памятки «Как правильно общаться в семье». Работа в
группах: обсуждение способов выражения любви,
составление мини-текста о способах выражения
любви в семье. Работа с цитатами.
Заключительная беседа.
Чтение и обсуждение фрагмента романа А. С.
Пушкина «Евгений Онегин.»
Работа с понятиями «уклад», «семейный уклад».
Чтение и обсуждение фрагментов из литературных
произведений (по выбору).
Анкетирование обучающихся по вопросам их
ценностного отношения к семье, обсуждение
результатов мониторинга ценностных ориентаций
современной молодежи.

Раздел 3. «Возрасты семьи» (6,5 ч.)
3 1 Любовь и
влюбленность
Выбор спутника
жизни

0,5

Любовь в жизни человека. Любовь как
стимул к самосовершенствованию.
Любовь и влюбленность. Качества и
факторы, влияющие на выбор
спутника жизни. Взаимопонимание,
доверие, единство во взглядах и
ценностных установках как основа
любви.

Чтение
и
обсуждение
стихотворений
Р.
Рождественского,
Б.
Заходера.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Беседа
по
высказыванию Л. Н. Толстого. Работа с понятиями
«любовь»
и
«влюбленность».
Выполнение
практического
задания:
заполнение
таблицы
«Различия отношений во влюбленности и любви».
Чтение и обсуждение стихотворений А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова. Выполнение практического
задания: составление перечня качеств будущего
избранника. Работа с цитатами. Заключительная
беседа.

3 Содержание определяется образовательной организацией с учетом региональной и местной социокультурной специфики,
потребностей обучающихся и их семей, ресурсов социального партнерства, имеющегося опыта реализации
семейноориентированных курсов

23

3 2 Романтические
отношения

0,5

Этапы романтических отношений:
знакомство,
первое
свидание,
знакомство
с
родителями.
Личностные качества избранника и
ожидания молодых людей друг от
друга.
Особенности общения на
этапе романтических отношений.
Правила личной безопасности при
знакомстве и в начале отношений.

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Вам и не
снилось». Работа в группах: выполнение
практических заданий на темы «Знакомство»,
«Первое свидание», «Знакомство с родителями».
Составление памятки «Правила личной
безопасности при знакомствах и общении в
Интернете и соцсетях». Просмотр и обсуждение
фрагмента х/ф «Москва слезам не верит».
Заключительная беседа.

3 3 Подготовка к
созданию
семьи

0,5

Личностная готовность к семейной
жизни — главное условие успешности
брака и стабильности будущей семьи.
Основные составляющие
подготовки к браку. Синхронизация
личных жизненных целей и установок
— ключевое условие готовности к
семейной жизни.

Работа с понятием «готовность к вступлению в брак».
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы (знания, умения, навыки, необходимые для
вступления в брак). Работа в группах: анализ
классификации видов готовности к браку и оценка
собственного уровня готовности к браку. Выполнение
практического задания: проектирование способов
повышения собственного уровня готовности к браку.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Большая
перемена». Заключительная беседа

24

3 4 Свадьба
Становление
семьи

0,5

3 5 Первые годы в
браке

0,5

Заключение брака — изменение
социального статуса человека и
рождение новой семьи. Подача
заявления и регистрация брака.
Свадьба как знаковое событие в жизни
человека. Брак как основное условие
создания семьи. Единые цели и
ценности, доверие супругов — основа
устойчивых отношений в молодой
семье.
Первые годы брака — формирование
системы отношений между
супругами, уклада новой семьи.
Причины разногласий в молодой
семье. Совместное ведение домашнего
хозяйства и семейного бюджета,
организация совместного досуга —
важные аспекты становления семьи.
Взаимоуважение и взаимопонимание
— условие конструктивного решения
затруднительных ситуаций.

25

Работа с иллюстративным материалом. Беседа.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «Лед-2».
Выполнение практического задания: анализ
фрагментов нормативных документов.
Обсуждение результатов мониторинга ценностных
ориентаций молодежи.
Чтение и обсуждение фрагмента из романа
Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Работа с цитатами.
Заключительная беседа.
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «ИванЦаревич и Серый Волк».
Просмотр и обсуждение фрагментов х/ф «Одиноким
предоставляется общежитие» и «По семейным
обстоятельствам».
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы «Обязанности супругов в семье».
Обсуждение. Анализ и решение кейсов.
Выполнение практического задания:
формулирование правил совместной жизни для
молодоженов.

3 6 Мотивы
рождения детей

3 7 Рождение ребенка
Родительство

0,5

0,5

Любовь к детям как неотъемлемое
свойство человеческой природы.
Мотивы рождения детей и их влияние
на будущее семьи. Статус родителя и
подготовка к нему.
Ответственное родительство.

Изменения в жизни семьи, связанные
с появлением ребенка. Освоение
родительских ролей. Установки и
ожидания будущих родителей.
Способы преодоления проблем и
разногласий, связанных с рождением
ребенка

26

Работа с иллюстративным материалом и цитатами.
Обсуждение результатов мониторинга ценностных
ориентаций молодежи. Просмотр и обсуждение
фрагментов х/ф «Усатый нянь», «Что у Сеньки
было». Работа со справочной информацией, беседа о
родительской ответственности.
Работа с цитатами. Заключительная беседа.
Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф «По
семейным обстоятельствам». Работа с понятием
«родительство». Выполнение практического
задания «Введение в понятие «родительство»».
Выполнение практического задания: составление
характеристики «идеального» родителя, беседа.
Работа в группах: заполнение таблицы «Изменения
в семье и трудности, связанные с рождением
ребенка».
Работа с цитатами. Заключительная беседа.

3 8 Родительская
любовь
Воспитание детей

0,5

Принятие, поддержка, уважение,
доверие как составляющие
родительской любви. Забота о детях,
их воспитание — право и
обязанность родителей. Соблюдение
баланса в воспитании.
Эмоциональная связь
с ребенком — важное слагаемое
родительства.

27

Чтение и обсуждение стихотворения А.
Вертинского «Доченьки». Работа с понятием
«родительская любовь». Чтение фрагментов из
повестей Л. Н. Толстого «Детство» и Н. В. Гоголя
«Тарас Бульба», беседа. Просмотр и обсуждение
видеофрагмента «Безжизненное лицо». Работа с
цитатами о родительской любви и воспитании
детей.
Просмотр фрагмента х/ф «Хороший мальчик»,
беседа. Анализ и решение кейсов.
Заключительная беседа.

3 9 Родители и дети
Взаимоотношения
поколений

0,5 Связь
поколений
—
условие
сохранения традиций и ценностей
семьи. Роль бабушек и дедушек в
воспитании ребенка. Забота о
старших родственниках. Уважение,
доверие, забота — основа отношения
детей к родителям.

28

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«Чебурашка». Прослушивание и обсуждение песни
И Саруханова «Дорогие мои старики».Обсуждение
результатов исследования традиций семейного
воспитания ФГБНУ «ИИДСВ». Чтение и
обсуждение притчи Л Н Толстого «Старый дед и
внучек», беседа. Выполнение практического
задания «Слова благодарности». Просмотр и
обсуждение социальной рекламы.
Заключительная беседа

3 10 Конфликты в
семье и способы
их преодоления

0,5 Семейный конфликт как
противоречие потребностей,
интересов, ценностных установок
супругов. Наиболее частые причины
семейных конфликтов. Условия и
способы конструктивного разрешения
семейных конфликтов. Влияние
конфликтов на семью.

29

Просмотр и обсуждение фрагмента х/ф
«По семейным обстоятельствам». Работа с
понятием «конфликт». Просмотр и обсуждение
фрагментов х/ф «Вам и не снилось», «Однажды
двадцать лет спустя». Выполнение практического
задания: анализ типологии конфликтов, заполнение
таблицы. Выполнение практических заданий на
основе техники «Я-высказывание». Выполнение
практического задания: заполнение таблицы
«Конструктивное и неконструктивное поведение в
конфликтной ситуации». Выполнение
практического задания «Комплимент». Чтение и
обсуждение притчи. Заключительная беседа.

3 Преодоление
11 семейных
кризисов

0,5

Семейные
кризисы
как
этапы
развития
семьи.
Причины
возникновения семейных кризисов.
Нормативные
и
ненормативные
семейные кризисы. Способы и
условия
преодоления
кризисов.
Родители и дети в ситуации семейных
кризисов.

Беседа. Работа с понятиями «кризис», «семейный
кризис». Работа со справочной информацией
(типология семейных кризисов), обсуждение.
Выполнение практического задания: заполнение
таблицы, сопоставление понятий «конфликт» и
«кризис». Работа в группах: проектирование советов
по преодолению семейных кризисов.
Заключительная беседа, работа с незаконченными
предложениями.

Раздел 4. «Благополучие и здоровье семьи» (8 ч.)

30

4 1 Здоровый образ
жизни семьи

0,5

Здоровье человека как фактор
личностного и профессионального
успеха. Здоровый образ жизни как
фундамент благополучия семьи.
Забота о своем здоровье в юности —
профилактика возможных семейных
проблем. Составляющие здорового
образа жизни.

31

Обсуждение результатов мониторинга ценностных
ориентаций молодежи. Просмотр и обсуждение м/ф
«Ваше здоровье». Беседа о здоровом образе жизни.
Выполнение практического задания: заполнение
кластера «Здоровый образ жизни».
Работа в группах: ознакомление с рекомендациями
по здоровому образу жизни.
Заключительная беседа.

4 2 Полезные и
вредные
привычки

0,5

Влияние вредных привычек на
благополучие семьи. Полезные
привычки, их влияние на
жизнедеятельность и взаимосвязь со
здоровым образом жизни.
Формирование привычек. Уклад
семьи, основанный на здоровом
образе жизни.

32

Обсуждение результатов мониторинга ценностных
ориентаций молодежи.
Работа с цитатами, понятием «привычка».
Беседа о формировании полезных и вредных
привычек.
Просмотри и обсуждение фрагмента х/ф «Хороший
мальчик».
Работа в группах: проектирование семейных
традиций, способствующих формированию здоровых
привычек.
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Иван
Царевич и табакерка»
Чтение и обсуждение фрагментов литературных
произведений. Заключительная беседа.

4 3 Основы
репродуктивног
о здоровья

0,5

Репродуктивное здоровье и его
взаимосвязь со здоровым образом
жизни. Знание и понимание угроз
репродуктивному здоровью — первый
шаг к осознанному родительству.
Источники получения знаний о
репродуктивном
здоровье
и
современные
возможности
его
диагностики и поддержания.

33

Чтение и обсуждение притчи.
Работа с понятием «репродуктивное здоровье».
Работа в группах: определение факторов, влияющих
на репродуктивное здоровье; формулирование правил
сохранения репродуктивного здоровь
Работа с фрагментом научно- популярного текста,
обсуждение.
Заключительная беседа.

4 4 Психологическо
е здоровье семьи

0,5

Психологическое здоровье, условия
его сохранения: способность
адаптироваться к изменяющимся
условиям, противостоять стрессовым
ситуациям, развитая
рефлексия, позитивное мышление,
саморазвитие. Сохранение
семейных ценностей, гармоничные
семейные отношения как фактор
обеспечения психологической
устойчивости семьи.

34

Вводная беседа. Работа с иллюстративным
материалом, определением понятий «стресс»,
«психологическое здоровье», со справочной
информацией.
Работа в группах: определение и обсуждение
критериев психологического здоровья семьи.
Беседа о влиянии стресса на семью, работа со
схемой «Стадии развития стресса».
Работа в группах: ознакомление с различными
способами саморегуляции.
Выполнение практического задания «Памятка
поддержания психологического здоровья семьи».
Заключительная беседа, работа с незаконченными
предложениями.

4 5 Экономическое
благополучие
семьи

0,5

Экономика
семьи
—
важная
составляющая семейной жизни.
Финансовая грамотность — залог
финансовой
стабильности
и
благополучия семьи. Планирование
и
распределение
семейного
бюджета,
предупреждение
возможных рисков —
важные
навыки
для
обеспечения
психологического
благополучия
семьи,
поддержания
здорового
образа жизни.

Просмотр и обсуждение учебного фильма
«Управление деньгами».
Беседа о семейном бюджете и финансовой
грамотности.
Выполнение практического задания: анализ
семейного бюджета.
Беседа о финансовых рисках. Составление памятки
«Предупреждение финансовых рисков».
Заключительная беседа.

Раздел 5. «Поддержка семьи в российском обществе» (2 ч.)

35

5 1 Семейная
политика
Российской
Федерации и
меры
государственной
поддержки
семьи

0,5

Дети и защита семьи — приоритет
государственной политики России.
Меры поддержки молодых семей и
семей с детьми в Российской
Федерации. Владение навыками
пользования государственными и
социальными услугами — элемент
правовой
культуры
семьи.
Социальные
и
психологические
службы,
общественные
и
религиозные организации — ресурс
помощи и сопровождения семьи.

36

Работа с цитатами.
Анализ нормативных документов.
Беседа о мерах соцподдержки семьи со стороны
государства.
Выполнение практического задания: работа с
порталом «Госуслуги» и официальным сайтом
ФСС, изучение существующих мер социальной
поддержки. Выполнение практических заданий:
работа с материалами о мерах поддержки
молодых семей. Работа с цитатами.
Заключительная беседа

5 2 Правовые аспекты
семейной
жизни: права и
обязанности
членов семьи

0,5

Общее количество
часов по программе

17

Семейное
право
и
семейное
законодательство. Семейный кодекс
— о снова определения правового
статуса семьи и ее членов. Права,
обязанности и законные интересы
членов
семьи.
Принципы
взаимодействия членов семьи при
осуществлении
своих
прав
и
исполнении обязанностей. Правовая
грамотность и ее значение в жизни
современной семьи.

37

Работа в группах: составление таблицы «Права и
обязанности членов семьи».
Выполнение практических заданий: работа с
текстом «Семейное право. Права и обязанности
супругов и других членов семьи».
Просмотр и обсуждение фрагмента м/ф «Три
богатыря и Шамаханская царица».
Беседа о возможности оформления супругами
брачного договора Заключительная беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».