"РЕШЕНИЕ ТРУДНЫХ ВОПРОСОВ - ЗАДАЧ ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ" - ПОДГОТОВКА К ОГЭ 9 КЛАСС ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по географии. Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в новой форме. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов). Задачи курса: • сформировать: - положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена; - представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); • сформировать умения: - работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; - эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; - правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом. • повысить знания учащихся по географии. Программа рассчитана на 68 часа 2 часа в неделю ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Учащиеся должны: Знать/понимать - основные географические понятия и термины, традиционные и основные методы географических исследований; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации; -географические аспекты отраслевой и территориальной структуры МХ, размещения его основных отраслей, географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономическому развития, специализации в системе МГРТ; географические аспекты глобальных проблем человечества. Уметь - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально – экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; Оценивать и объяснять - ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; Применять - разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально – экономическими, геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; Составлять - комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; Сопоставлять - географические карты разной тематики; Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально- экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - понимания географической специфики крупных регионов мира и стран в глобализации, стремительного развития международного отдыха и туризма, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии . Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ). Освоение основных разделов курса 1. Источники географической информации: План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану. 2. Природа Земли и человек: Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей. 3. Население России: Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, поло-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам. 4. Природопользование и экология: Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды природопользования. 5.Страноведение: Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу. 6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу. Рефлексивная часть курса Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 Ч/Н № п/п 4. Количество Тема часов на тему 1 Введение. Особенности государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии 1 Правила заполнения бланков. Структура КИМ 1 Источники географической информации 1 Методы географических исследований 5. 1 6. 1 7. 1 Тренировочные задания с выбором ответа. Задания текстовой формы с кратким ответом. Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. Анализ трудных заданий Природа Земли и человек 8. 1 Природа Земли и человек 9. 1 Природа Земли и человек 1. 2. 3. 12. 1 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Задания текстовой формы с кратким ответом Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. Анализ трудных заданий Население России 13. 1 Население России 14. 1 Население России 15. 1 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Задания текстовой формы с кратким ответом Тренировочные задания текстовой 10. 1 11. 1 16. 1 Дата план факт 17. 1 формы с развернутым ответом. Анализ трудных заданий Природопользование и экология 18. 1 Природопользование и экология 19. 1 21. 1 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Задания текстовой формы с кратким ответом Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. Анализ трудных заданий Страноведение 22. 1 Страноведение 23. 1 25. 1 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Задания текстовой формы с кратким ответом Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. Анализ трудных заданий География России. 26. 1 География России. 27. 1 География России 28. 1 Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Задания текстовой формы с кратким ответом. Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом. Анализ трудных заданий Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии 20. 1 24. 1 29. 1 30. 1 31. 1 32. 1 Решение вариантов государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии 33. 1 34. 1 Итоговое занятие. Анализ работ. Итоговое занятие. Вопросы и проблемы