Пояснительная записка Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность, способность к самообучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью. Театральное искусство предоставляет все возможности для развития разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и искусство общения. У подростков в среднем школьном возрасте (возрастная группа 10-12 лет) происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм ребенка: физиологическую, интеллектуальную и нравственную стороны. В этом возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот период становления отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью управления ими, прежде всего из-за неспособности их контролировать, неумением сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за резкости поведения ученика. Влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им книг и учителей. Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной стороны, формируется произвольное внимание, с другой – обилие различных впечатлений, связанных с эмоциональной, 1 чувствительной активностью, приводит к быстрой потере внимания. В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется определенная систематичность в подходе к изучению предметов школьной программы: самостоятельный мыслительный процесс, возможность делать выводы и обобщения, раскрытие содержания того или иного понятия в конкретных образах. Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям. Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО третьего поколения, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства. Актуальность самостоятельности программы. Развитие и инициативности – творческой одна из личности, ее актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры. Данная программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления. Цель программы. Развитие воспитанника средствами творчески театральной активной деятельности, личности содействие их жизненному и профессиональному самоопределению. Задачи программы: развивать интерес к сценическому искусству; воспитывать культуру поведения в театре; 2 выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра; развивать речевое дыхание и артикуляцию, дикцию на материале скороговорок и стихов; научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства, пополнять словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучать орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности; учить вчитываться в произведение и видеть слово в контексте; развивать мышление, фантазию, слуховое воображение, внимание, память, образное находчивость, наблюдательность средствами театрального искусства; активизировать познавательный интерес; развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние; расширять знания о литературе, драматургии и различной режиссерской постановки; находить эпизод для драматической постановки в литературном произведении. Планируемые результаты. Личностные: мотивировать потребности, интересы, учебную деятельность, ценности, свое осознавать место в свои обществе, перспективы развития личности в выбранном направлении; овладевать формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, общими для всех людей правилами поведения при 3 сотрудничестве (этические нормы), овладевать набором социальных ролей, необходимых для достижения поставленных целей. Метапредметные: Регулятивные УУД: научиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией; работать по предложенному учителем плану; отличать верно выполненное задание от неверного; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; преобразовывать информацию из одной формы в другую: из словесной в драматическую, составлять рассказы и ситуации. Коммуникативные УУД: уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль приемами и средствами драматургии; критично относиться к собственному мнению, понять другие позиции, быть готовым изменить свою точку зрения; слушать и понимать речь других, владеть приемами монологической и диалогической речи.; читать и пересказывать текст, вести «диалог с автором»; 4 организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом; совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты УУД: описывать внутренние и внешние черты героев и предметов; развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдат ельность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление; речевое дыхание и правильную артикуляцию, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление и др.), четкую, грамотную речь, дикцию; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться), навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, пользоваться разнообразными жестами; давать определения понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии, определять последовательность событий. Предполагаемые умения и навыки: ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке; уметь запоминать заданные руководителем мизансцены; на сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия; уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса; уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями; 5 уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; должны познакомиться с историей возникновения театра, знать виды театрального искусства, иметь представление о роли актёра и режиссёра в театре; пи помощи скороговорок, небольших стишков, практических тренинговых занятиях отточат мастерство слова; попробуют свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта; научатся составлять мини-сценарии. Ученик получит возможность научиться: актёрской грамоте: выразительности движения, проявлении переживаний человека, его стремлений, оценок; выражать внутреннее душевное состояние, а пантомимика способствует правильному движению ребят по сцене; умению пользоваться жестами, овладение голосовой мимикой научит подбирать нужную интонацию для своего героя; получат уникальную возможность самовыражаться. Программа рассчитана на 1 учебный год. 6 Тематическое планирование № Тема занятия Количество часов 1 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. 1 2 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. 1 3 Театральные жанры. 1 4 Театральные жанры. 1 5 Язык жестов. 1 6 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. 1 7 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. 1 8 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. 1 9 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. 1 10 Интонация. 1 11 Интонация. 1 12 Темп речи. 1 13 1 14 Темп речи. Рифма. 15 Ритм. 1 16 Считалка. 1 17 Скороговорка. 1 18 Скороговорка. 1 19 Искусство декламации. 1 20 Искусство декламации. 1 21 Импровизация. 1 22 Импровизация. 1 23 Диалог. Монолог. 1 24 Диалог. Монолог. 1 25 Работа над спектаклем по мотивам сказки 1 1 7 26 Работа над спектаклем по мотивам сказки 1 27 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. 1 28 Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. 1 29 Театральные жанры. 1 30 Театральные жанры. 1 31 Язык жестов. 1 32 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. 1 33 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. 1 34 Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. 1 8