Пояснительная записка
Современное общество требует от человека основных базовых навыков
в любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность,
управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности,
творчество и креативность, способность к самообучению и др. При
правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в
будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью.
Театральное искусство предоставляет все возможности для развития
разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить,
быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои
поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть
мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих
чувствах. Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных
и воспитательных возможностей – это ещё и искусство общения. У
подростков в среднем школьном возрасте (возрастная группа 10-12 лет)
происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. Он
затрагивает весь организм ребенка: физиологическую, интеллектуальную и
нравственную стороны. В этом возрасте формируется характер ученика,
происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся
форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное
значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка.
Эмоции в этот период становления отличаются серьезностью веры в них
самого подростка и трудностью управления ими, прежде всего из-за
неспособности их контролировать, неумением сдерживать себя, что
отражается на окружающих из-за резкости поведения ученика. Влияние
чувств на подростка происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им
книг и учителей. Существенным изменением подвергается память и
внимание. С одной стороны, формируется произвольное внимание, с другой
–
обилие
различных
впечатлений,
связанных
с
эмоциональной,
1
чувствительной активностью, приводит к быстрой потере внимания. В этом
возрасте
происходит
скачок
мыслительного
процесса.
Появляется
определенная систематичность в подходе к изучению предметов школьной
программы: самостоятельный мыслительный процесс, возможность делать
выводы и обобщения, раскрытие содержания того или иного понятия в
конкретных образах.
Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и
школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном
воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям.
Данная
рабочая
программа
составлена
в
соответствии
с
требованиями ФГОС ООО третьего поколения, концепции духовно –
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить
словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства.
Актуальность
самостоятельности
программы. Развитие
и
инициативности
–
творческой
одна
из
личности,
ее
актуальных задач
современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи –
приобщение детей к искусству. Театр является одним из самых ярких,
красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет
детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию
ребенка и формированию его культуры. Данная программа способствует
развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка,
наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного
выступления.
Цель
программы. Развитие
воспитанника
средствами
творчески
театральной
активной
деятельности,
личности
содействие
их
жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
развивать интерес к сценическому искусству;
воспитывать культуру поведения в театре;
2
выработать
практические
навыки
выразительного
чтения
произведений разного жанра;
развивать речевое дыхание и артикуляцию, дикцию на материале
скороговорок и стихов;
научиться
пользоваться
словами,
выражающими
основные
чувства, пополнять словарный запас;
совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его
звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучать
орфоэпическим
нормам
современной
русской
сценической
речи,
эффективному общению и речевой выразительности;
учить вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
развивать
мышление,
фантазию,
слуховое
воображение,
внимание,
память,
образное
находчивость,
наблюдательность средствами театрального искусства;
активизировать познавательный интерес;
развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя,
влиять на их эмоциональное состояние;
расширять знания о литературе, драматургии и различной
режиссерской постановки;
находить эпизод для драматической постановки в литературном
произведении.
Планируемые результаты.
Личностные:
мотивировать
потребности,
интересы,
учебную
деятельность,
ценности,
свое
осознавать
место
в
свои
обществе,
перспективы развития личности в выбранном направлении;
овладевать
формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях,
общими
для
всех
людей
правилами
поведения
при
3
сотрудничестве (этические нормы), овладевать набором социальных ролей,
необходимых для достижения поставленных целей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
научиться высказывать своё предположение (версию) на основе
работы с текстом, иллюстрацией;
работать по предложенному учителем плану;
отличать верно выполненное задание от неверного;
совместно
с
учителем
и
другими
учениками
давать
эмоциональную оценку деятельности товарищей, самооценку на основе
критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже
известного;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: из
словесной в драматическую, составлять рассказы и ситуации.
Коммуникативные УУД:
уметь донести свою позицию до других: оформлять свою
мысль приемами и средствами драматургии;
критично относиться к собственному мнению, понять другие
позиции, быть готовым изменить свою точку зрения;
слушать
и
понимать
речь
других,
владеть
приемами
монологической и диалогической речи.;
читать и пересказывать текст, вести «диалог с автором»;
4
организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять
роли, договариваться друг с другом;
совместно договариваться о правилах общения и поведения во
время занятий и следовать им;
учиться
выполнять
различные
роли
в
группе
(лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты УУД:
описывать внутренние и внешние черты героев и предметов;
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдат
ельность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
речевое дыхание и правильную артикуляцию, пользоваться
интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грусть, радость, удивление и др.), четкую, грамотную речь, дикцию;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию (превращать и превращаться), навыки действий с воображаемыми
предметами;
развивать умение равномерно размещаться и двигаться по
сценической площадке, пользоваться разнообразными жестами;
давать определения понятиям; выявлять закономерности и
проводить аналогии, определять последовательность событий.
Предполагаемые умения и навыки:
ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по
площадке;
уметь запоминать заданные руководителем мизансцены;
на сцене выполнять свободно и естественно простейшие
физические действия;
уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания
голоса;
уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
5
уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно
произнося слова и расставляя логические ударения;
должны познакомиться с историей возникновения театра, знать
виды театрального искусства, иметь представление о роли актёра и
режиссёра в театре;
пи помощи скороговорок, небольших стишков, практических
тренинговых занятиях отточат мастерство слова;
попробуют свои силы в разных ролях: актера, режиссера,
художника, музыканта;
научатся составлять мини-сценарии.
Ученик получит возможность научиться:
актёрской грамоте: выразительности движения, проявлении
переживаний человека, его стремлений, оценок;
выражать внутреннее душевное состояние, а пантомимика
способствует правильному движению ребят по сцене;
умению пользоваться жестами, овладение голосовой мимикой
научит подбирать нужную интонацию для своего героя;
получат уникальную возможность самовыражаться.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
6
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Количество
часов
1
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
1
2
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
1
3
Театральные жанры.
1
4
Театральные жанры.
1
5
Язык жестов.
1
6
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
1
7
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
1
8
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
1
9
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
1
10
Интонация.
1
11
Интонация.
1
12
Темп речи.
1
13
1
14
Темп речи.
Рифма.
15
Ритм.
1
16
Считалка.
1
17
Скороговорка.
1
18
Скороговорка.
1
19
Искусство декламации.
1
20
Искусство декламации.
1
21
Импровизация.
1
22
Импровизация.
1
23
Диалог. Монолог.
1
24
Диалог. Монолог.
1
25
Работа над спектаклем по мотивам сказки
1
1
7
26
Работа над спектаклем по мотивам сказки
1
27
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
1
28
Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
1
29
Театральные жанры.
1
30
Театральные жанры.
1
31
Язык жестов.
1
32
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
1
33
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
1
34
Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.
1
8