5 кл. Театральные узоры

Пояснительная записка
Современное общество требует от человека основных базовых навыков
в любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность,
управление вниманием, способность работать в условиях кросскультурности,
творчество и креативность, способность к самообучению и др. При
правильно выстроенной работе основную часть из востребованных в
будущем навыков можно развить, занимаясь театральной деятельностью.
Театральное искусство предоставляет все возможности для развития
разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить,
быть уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои
поступки, способную слушать и слышать мнение другого человека, видеть
мир в его разнообразии, различать оттенки эмоций и говорить о своих
чувствах. Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных
и воспитательных возможностей – это ещё и искусство общения. У
подростков в среднем школьном возрасте (возрастная группа 10-12 лет)
происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. Он
затрагивает весь организм ребенка: физиологическую, интеллектуальную и
нравственную стороны. В этом возрасте формируется характер ученика,
происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся
форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное
значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка.
Эмоции в этот период становления отличаются серьезностью веры в них
самого подростка и трудностью управления ими, прежде всего из-за
неспособности их контролировать, неумением сдерживать себя, что
отражается на окружающих из-за резкости поведения ученика. Влияние
чувств на подростка происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им
книг и учителей. Существенным изменением подвергается память и
внимание. С одной стороны, формируется произвольное внимание, с другой
–

обилие

различных

впечатлений,

связанных

с

эмоциональной,
1

чувствительной активностью, приводит к быстрой потере внимания. В этом
возрасте

происходит

скачок

мыслительного

процесса.

Появляется

определенная систематичность в подходе к изучению предметов школьной
программы: самостоятельный мыслительный процесс, возможность делать
выводы и обобщения, раскрытие содержания того или иного понятия в
конкретных образах.
Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и
школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном
воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям.
Данная

рабочая

программа

составлена

в

соответствии

с

требованиями ФГОС ООО третьего поколения, концепции духовно –
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить
словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства.
Актуальность
самостоятельности

программы. Развитие
и

инициативности

–

творческой
одна

из

личности,

ее

актуальных задач

современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи –
приобщение детей к искусству. Театр является одним из самых ярких,
красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет
детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию
ребенка и формированию его культуры. Данная программа способствует
развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка,
наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного
выступления.
Цель

программы. Развитие

воспитанника

средствами

творчески

театральной

активной

деятельности,

личности

содействие

их

жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:


развивать интерес к сценическому искусству;



воспитывать культуру поведения в театре;
2



выработать

практические

навыки

выразительного

чтения

произведений разного жанра;


развивать речевое дыхание и артикуляцию, дикцию на материале

скороговорок и стихов;


научиться

пользоваться

словами,

выражающими

основные

чувства, пополнять словарный запас;


совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его

звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучать
орфоэпическим

нормам

современной

русской

сценической

речи,

эффективному общению и речевой выразительности;


учить вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;



развивать

мышление,

фантазию,

слуховое

воображение,

внимание,

память,

образное
находчивость,

наблюдательность средствами театрального искусства;


активизировать познавательный интерес;



развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя,

влиять на их эмоциональное состояние;


расширять знания о литературе, драматургии и различной

режиссерской постановки;


находить эпизод для драматической постановки в литературном

произведении.
Планируемые результаты.
Личностные:


мотивировать

потребности,

интересы,

учебную

деятельность,

ценности,

свое

осознавать

место

в

свои

обществе,

перспективы развития личности в выбранном направлении;

овладевать

формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях,
общими

для

всех

людей

правилами

поведения

при

3

сотрудничестве (этические нормы), овладевать набором социальных ролей,
необходимых для достижения поставленных целей.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:


научиться высказывать своё предположение (версию) на основе

работы с текстом, иллюстрацией;


работать по предложенному учителем плану;



отличать верно выполненное задание от неверного;



совместно

с

учителем

и

другими

учениками

давать

эмоциональную оценку деятельности товарищей, самооценку на основе
критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:


ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже

известного;


добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя

знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;


перерабатывать полученную информацию: делать выводы в

результате совместной работы;


преобразовывать информацию из одной формы в другую: из

словесной в драматическую, составлять рассказы и ситуации.
Коммуникативные УУД:


уметь донести свою позицию до других: оформлять свою

мысль приемами и средствами драматургии;


критично относиться к собственному мнению, понять другие

позиции, быть готовым изменить свою точку зрения;


слушать

и

понимать

речь

других,

владеть

приемами

монологической и диалогической речи.;


читать и пересказывать текст, вести «диалог с автором»;

4



организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять

роли, договариваться друг с другом;


совместно договариваться о правилах общения и поведения во

время занятий и следовать им;


учиться

выполнять

различные

роли

в

группе

(лидера,

исполнителя, критика).
Предметные результаты УУД:


описывать внутренние и внешние черты героев и предметов;



развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдат

ельность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;


речевое дыхание и правильную артикуляцию, пользоваться

интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грусть, радость, удивление и др.), четкую, грамотную речь, дикцию;


развивать способность искренне верить в любую воображаемую

ситуацию (превращать и превращаться), навыки действий с воображаемыми
предметами;


развивать умение равномерно размещаться и двигаться по

сценической площадке, пользоваться разнообразными жестами;


давать определения понятиям; выявлять закономерности и

проводить аналогии, определять последовательность событий.
Предполагаемые умения и навыки:


ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по

площадке;


уметь запоминать заданные руководителем мизансцены;



на сцене выполнять свободно и естественно простейшие

физические действия;


уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания

голоса;


уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями;
5



уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно

произнося слова и расставляя логические ударения;


должны познакомиться с историей возникновения театра, знать

виды театрального искусства, иметь представление о роли актёра и
режиссёра в театре;


пи помощи скороговорок, небольших стишков, практических

тренинговых занятиях отточат мастерство слова;


попробуют свои силы в разных ролях: актера, режиссера,

художника, музыканта;


научатся составлять мини-сценарии.

Ученик получит возможность научиться:


актёрской грамоте: выразительности движения, проявлении

переживаний человека, его стремлений, оценок;


выражать внутреннее душевное состояние, а пантомимика

способствует правильному движению ребят по сцене;


умению пользоваться жестами, овладение голосовой мимикой

научит подбирать нужную интонацию для своего героя;


получат уникальную возможность самовыражаться.

Программа рассчитана на 1 учебный год.

6

Тематическое планирование
№

Тема занятия

Количество
часов

1

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

1

2

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

1

3

Театральные жанры.

1

4

Театральные жанры.

1

5

Язык жестов.

1

6

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

7

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

8

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

9

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

10

Интонация.

1

11

Интонация.

1

12

Темп речи.

1

13

1

14

Темп речи.
Рифма.

15

Ритм.

1

16

Считалка.

1

17

Скороговорка.

1

18

Скороговорка.

1

19

Искусство декламации.

1

20

Искусство декламации.

1

21

Импровизация.

1

22

Импровизация.

1

23

Диалог. Монолог.

1

24

Диалог. Монолог.

1

25

Работа над спектаклем по мотивам сказки

1

1

7

26

Работа над спектаклем по мотивам сказки

1

27

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

1

28

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

1

29

Театральные жанры.

1

30

Театральные жанры.

1

31

Язык жестов.

1

32

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

33

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

34

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».