СПОРТИВН.ИГРОТЕКА 1-4 2023-2024 Баканина

-Рабочая программа по внеурочной деятельности для младших школьников разработана на
основании основных нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарт начального общего
образования" от 06.10.2009 N 373";
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены
29.12.2012г.);
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по
организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2013 г.).
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом программы воспитания МАОУ
СОШ № 30. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребёнка. Это проявляется:



в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития
физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей
данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе
выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой,
заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности,
они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных
задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Новизна данной программы заключается в том, что она интегрирует в себе содержание,
способствующее не только физическому развитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие
освоению культурного наследия русского народа.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряжённой умственной
работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым
способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию
и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению.
В играх занимающиеся упражняются в ходьбе, прыжках, метании и незаметно для самих себя
овладевают навыком основных движений.
Улучшается общая координация движений, развивается способность целенаправленно владеть своим
телом в соответствии с задачей и правилами игры.
Приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые
предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и
совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащает представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание,
развивает память, сообразительность и воображение.

1

Игровая деятельность всегда связана с решением определённых задач, выполнением определённых
обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий
укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели,
веру в свои силы.
Целесообразность программа «Подвижные игры» заключается в том, что занятия по ней
способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию
двигательного опыта, здоровьесбережению, снятию психологического напряжения после умственной
работы на уроках.
Занятия проводятся на улице или в спортивном зале при плохой погоде.
Цели программы:


Здоровьесбережение младших школьников;



Развитие ловкости, быстроты, силы;



Освоение культурного наследия русского народа.

Задачи:
Образовательные:


Формирование знаний и представлений о здоровом образе жизни;



Обучение правилам поведения в процессе коллективных действий;



Формирование интереса к народному творчеству.



Расширение кругозора младших школьников.

Развивающие:
o

Развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в
познавательную деятельность;

o

Развитие активности, самостоятельности, ответственности;

o

Развитие статистического и динамического равновесия, развитие глазомера и чувства
расстояния;

o

Развитие внимательности, как черты характера, свойства личности.

Воспитательные:
o

Воспитание чувства коллективизма;

o

Формирование установки на здоровый образ жизни;

o

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.

Отличительной чертой данной программы является ее практическая значимость на уровне
индивидуума, школы, социума.

2

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, учащиеся 1,2,3,4
классов (7 – 11 лет).
Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения


1 год обучения 1В, 2Б, 3А, 3Б, 4В классы – 2 часа в неделю. – 68 (66 в 1 классе)учебных часов
в год.



1 год обучения 4А, 4Б классы – 1 час в неделю. – 34 учебных часа в год.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами программы «Спортивная игротека» по спортивно-оздоровительному
направлению является формирование следующих умений:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Метапредметными результатами программы «спортивная игротека» по спортивнооздоровительному направлению является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- оценивать собственное поведение и поведение партнёра;
- планировать цели и пути их достижения;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-- конструктивно разрешать конфликты;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата;
- осуществлять взаимный контроль.

3

Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, свой
жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе
знакомых игр;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- ориентироваться на партнёра, стремиться к сотрудничеству (в командных видах игры);
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных задач;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты программы внеурочной деятельности.
Первостепенным результатом реализации программы «Спортивная игротека» является физическая
подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития
навыков, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической
подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных
заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к
местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

4

- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками,
выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных
изменяющихся, вариативных условиях.
умение планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и
досуг с использованием средств физической активности;
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивная
игротека» для 1-4 классов составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся начальной
школы, состоит из трёх разделов, рассчитана на проведение 2 часа в неделю, 68 часа в год (для 2
классов).
Раздел 1. Общеразвивающие игры (17 час.)
Данный раздел позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и
интересы. Помочь им их реализовать. Игра – это хорошая возможность для организации
межличностных отношений в классе, возможность свободного самоопределения и самореализации,
ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Любая игра строиться на
принципе единства – единство обучения, воспитания, развития.
Раздел 2. Подвижные игры и эстафеты (18 час.)
Включенные в раздел упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению
физических недостатков, формирование осанки, вырабатывают умения владеть своим телом,
совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания,
кровообращения.
Раздел 3. Подвижные игры на Лыжах (15 часов.)
Упражнения, включенные в раздел, способствуют развитию координации ловкости, выносливости.
Игры и упражнения, проводимые на улице, создают закаливающий эффект.
Раздел 4. Русские народные игры (18 час.)
Очень важно обогатить детей запасом движений, научить их двигаться технически грамотно, легко,
естественно, выразительно. Овладев двигательными элементами, дети смогут самостоятельно
организовать и проводить игры.

5

Содержание курса
Формы
внеурочной деятельности
организации
Раздел 1. Общеразвивающие игры (17 час.)
Коллективная
Игры на ориентирование в
игра
пространстве (7ч.):
«Ворота», «Встречный бой»,
«Вытолкни за круг», «Кто
дальше», «Попрыгунчики»,
«Воробушки и кот»,
«Болото».

Игры с предметами (10ч.)
Игры со скакалками: «Найди
жгут», «Скакалочка»,
«Салки-выручалки»,
«Альпинисты».

Беседа,
коллективная
игра

Игры с метанием, передачей
и ловлей мяча: «Охотники и
утки», «Сильный бросок»,
«Мячик кверху», «Свечки»
Раздел 2. Подвижные игры и эстафеты (18 ч.)
Загадки, беседа,
Подвижные игры (6ч.)
коллективная
игра
«Прыжки по кочкам», « Кто
быстрее встанет в круг»,

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель; Осуществлять
взаимный контроль, оценивать взаимное
поведение при перемещении, оказывать
взаимопомощь; Выбирать эффективные
способы решения поставленных задач,
контролировать и оценивать процесс и
результат своей деятельности, поиск новых
форм для решения поставленных задач,
уметь договариваться о распределении
функций и ролей, задавать вопросы, уметь
слушать собеседника.
Мотивация учебной деятельности, развитие
эстетической потребности, уважительного
отношения к иному мнению,
ориентироваться в разнообразии способов
задач, самостоятельно решать проблему;
Уметь формулировать и удерживать
учебную задачу, выбирать действие в
соответствии с поставлено задачей,
адекватно воспринимать предложение
учителя, творчески подходить к решению
поставленных задач.
Научатся выполнять правила игры,
соблюдать правила безопасности,
перемещаться в ограниченном пространстве,
совершенствовать быстроту реакции,
скоростные способности, выносливость.

«Прыгающие воробушки»,
Организовывать и проводить со
сверстниками подвижные игры.

« Конники-спортсмены»,
«Удочка», « Салки с
прыжками», «К своим
флажкам»

Умение планировать, регулировать,
контролировать и оценивать свои действия.
Преобразовывать информацию из одной
формы в другую: предлагать свои правила
игры на основе знакомых игр.

Эстафеты с бегом и
прыжками, с преодолением
препятствий (3ч.) «Найди

Познавательная
беседа,
коллективная,

Активное включение в общение и
взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и
сопереживания. Устанавливать цели.
Концентрация воли для преодоления
физических нагрузок, стабилизация
эмоционального состояния.
Контролировать и оценивать процесс и
результат своей деятельности, уметь
договариваться о распределении ролей в

жгут», «Бег сороконожек»,
«12 палочек», «Два мороза»

групповая игра

Эстафеты с
баскетбольными
мячами (3ч.)

Командные
соревнования

«Метко в цель», «Мяч
соседу», «Подвижная цель»,
«Передал -садись»

Раздел 3. Игры на лыжах
(15ч.)

Беседа,
викторина,
коллективная
игра, групповая
игра

"Гонка с гандикапом"
"Биатлон"
"Завладей палкой", "Упряжки"
"С горки и на горку", "Гусенница"
"Четыре угла"со скандинавскими палками.
"Штурм горы" "Упряжка"
"Пустое место",
"Завладей палкой", Лыжная ширенга"
"Гонка с гандикапом"
"Лыжный поезд", "Веер"
"Пустое место",
"Лыжный хоровод", "Солнышко"

Раздел 4. Народные игры (18 ч.)
Беседа,
Хороводные игры (1ч.)
викторина,
коллективная
«Плетень», «Ручеёк»
игра, групповая
игра
Сюжетные игры (4ч.)
«Гуси-лебеди»,
«Обыкновенные
жмурки», «Пятнашки»,
«Фанты»

совместной деятельности, выделять и
формулировать то, что усвоено. Развивать
уважительное отношение к иному мнению,
стремиться к сотрудничеству, уметь
составить план самостоятельных действий.
Выбирать действие в соответствии с
поставлено задачей, ориентироваться в
разнообразии способов обучения, применять
различные способы
самоконтроля. Проявление активности для
решения познавательных задач, умение
использовать общие приемы, умение
анализировать информацию, использовать
сравнение и обобщение. Умение
использовать общие приемы, анализировать
информацию, использовать сравнение и
обобщение, контролировать эмоциональное
состояние.
организовывать и проводить игры с разной
целевой направленностью
- взаимодействовать со сверстниками по
правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- в доступной форме объяснять правила
(технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить
ошибки, эффективно их исправлять;
- находить отличительные особенности в
выполнении двигательного действия
разными учениками, выделять
отличительные признаки и элементы;

Получат представления об особенностях
русских народных игр. Научатся выполнять
правила игры, соблюдать правила
безопасности, развивать двигательные и
скоростные способности.
Планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её
реализации.
Оценка собственного поведения и
поведения партнёра и внесение
необходимых корректировок.
Активное включение в общение и
взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности,

Русские народные
игры(3ч.)

взаимопомощи и сопереживания.
Осознание своей этнической
принадлежности, мотивация учебной
деятельности, исходя из чувства
сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, умение пользоваться
информацией о своей культуре.

Беседа,
спортивный
праздник

«Горелки», « Лапта»,
«Штандр»

5. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
- Левченко, А. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр / А.Левченко, В.Матысон. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 128 с.
- Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.
- М.: Просвещение, 2007 г. – 128с.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с.
- Подвижные игры учащихся. М.: Учпедгиз, 2007. – 106с.
- Степанова О.А. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. – Баласс, 2012 г. – 124с

8

Внеурочная
деятельность
" игротека"
1В, 2Б, 3А,3Б, 4В
классы

Календарно – тематическое планирование.
На 2 часа в неделю.

Тема 1 Игры на ориентирование в пространстве.
Занятие 1 Техника безопасности при проведении
подвижных игр.
Игра «Угадай чей голосок».
Занятие 2 Игры "Ворота", "Четыре стихии"
Занятие 3 Игры "Встречный бой", "Вызов
номеров"
Занятие 4 Игры "Вытолкни за круг". "Карлики и
великаны"
Занятие 5 Игра на местности "Следопыт"

Электронные ресурсы.
https://resh.edu.ru/subject
/9/

https://resh.edu.ru/subject
/9/

https://resh.edu.ru/subject
/9/

Тема 2 Игры с бегом
Занятие 6 Игры "Медведи на льдине". " Светофор"
Занятие 7 Игры "Невод", "Третий лишний"
Занятие 8 Игры " Два мороза", "Пустое место"
Занятие 9 Игры "Медведи на льдине", "Третий
лишний"
Занятие 10 Игры " Невод", "Штандер стоп"
Занятие 11 Игры "Невод", Штандер стоп".
Занятие 12 Эстафеты с перебежками.
Занятие 13 Игры "Два мороза", " Пустое место"
Тема 3 Игры с
прыжками

https://resh.edu.ru/subject
/9/

Занятие 14 Игры "Попрыгунчики воробышки", "
Удочка"
Занятие 15 Игры "Воробушки и кот", "Болото".
Занятие 16 Игры "Магический квадрат", "Удочка".
Занятие 17 Игры "Попрыгунчики воробышки", "Камень,
ножницы, бумага".
Занятие 18 Эстафеты с прыжками".
Тема 4 Игры с
https://resh.edu.ru/subject
предметами
/9/
Занятие 19 Игры "Найди жгут", Бег сороконожек".
Занятие 20 Игры "Скакалочка"," 12 палочек".
Занятие 21 Игры "метко в цель", "Охотники и
утки".
Занятие 22 Игры "Тише едешь дальше будешь".
Занятие 23 Игры "Снайпер"
Занятие 24 Игры "Облака и тучи", Загони тучу в
дом".
https://resh.edu.ru/subject
тема 5 Игры с мячами
/9/
Занятие 25 Игры "Не упусти мяч", "Чемпионы
мяча".
Занятие 26 Игры "Метко в цель", "Мяч соседу".

Занятие 27 Игры "Гонка мячей", "Передал садись".
Занятие 28 Игры "Подвижная цель", "Не давать
мяч водящему".
Занятие 29 Эстафеты с передачей и ловлей мяча".
Занятие 30 Эстафеты с ведением и бросками
мяча".
Тема 6 Игры с
элементами
гимнастики

https://resh.edu.ru/subject
/9/
Занятие 31 Игра "Море волнуется", "охота за
лисами"
Занятие 32 Игра "Перебежки под скакалкой"
Занятие 33Игра "Четыре стихии", "Чехарда"
Занятие 34Игра "Совушка", "Построй пирамиду"
Занятие 35 Эстафета "Муравейник"

Тема 7 Игры на
лыжах

https://resh.edu.ru/subject
/9/
Занятие 36 Игра "Гонка с гандикапом"
Занятие 37 Игра "Биатлон"
Занятие 38 Игра "Завладей палкой", "Упряжки"
Занятие 39 Игра "С горки и на горку", "Гусенница"
Занятие 40 Игра "Биатлон"
Занятие 41 Игра "Четыре угла "со скандинавскими
палками.
Занятие 42 Игра "Штурм горы" "Упряжка"
Занятие 43 Игра "Пустое место", "Четыре угла"
Занятие 44 Игра "Завладей палкой", Лыжная
шеренга"
Занятие 45 Игра "Гонка с гандикапом"
Занятие 46 Игра "С горки и на горку", Упряжки"
Занятие 47 Игра "Штурм горы", "Гусенница"
Занятие 48 Игра "Лыжный поезд", "Веер"
Занятие 49 Игра "Пустое место", "Четыре угла"
Занятие 50 Игра "Лыжный хоровод", "Солнышко"

Тема 8 Народные
игры

https://resh.edu.ru/subject
/9/
Занятие 51 Игры "Плетень", "Ручеёк"
Занятие 52 Игры "Гуси лебеди"
Занятие 53 Игры "Жмурки"
Занятие 54 Игры "Платочек"
Занятие 55 Игры Невод"
Занятие 56 Игры "Съедобное, не съедобное"
Занятие 57 Игры "Гуси лебеди", "Платочек"
Занятие 58 Игры "Невод", Плетень"
Занятие 59 Игры "Жмурки", Ручеёк"
Занятие 60 Игры "Пятнашки"
Занятие 61 Игры "Фанты"
Занятие 62 Игры "Казаки разбойники"
Занятие 63 Игры "Лапта"
Занятие 64 Игры "Городки"
Занятие 65 Игры "Казаки разбойники"
Занятие 66 Игры "Цепи кованые"

Занятие 67 Игры "Лапта"
Занятие 68 Игры "Городки", "Цепи кованые"

Внеурочная
деятельность
" игротека"

Календарно – тематическое планирование.
На один час в неделю.

4А, 4Б классы
Тема 1 Игры на ориентирование в пространстве.
Занятие 1 Техника безопасности при проведении
подвижных игр.
Игра «Угадай чей голосок».
Занятие 2 Игры "Ворота", "Четыре стихии"
Занятие 3 Игры "Встречный бой", "Вызов
номеров"
Занятие 4 Игры "Вытолкни за круг". "Карлики
и великаны"
Занятие 5 Игра на местности "Следопыт"

Электронные ресурсы.
https://resh.edu.ru/subject/
9/
https://resh.edu.ru/subject/
9/

https://resh.edu.ru/subject/
9/

Тема 2 Игры с бегом
Занятие 6 Игры "Медведи на льдине". "
Светофор"
Занятие 7 Игры "Невод", "Третий лишний"
Занятие 8 Игры " Два мороза", "Пустое место"
Занятие 9 Игры " Невод", "Штандер стоп"
Тема 3 Игры с
прыжками

https://resh.edu.ru/subject/
9/
Занятие 10 Игры "Попрыгунчики воробышки",
" Удочка"
Занятие 11 Игры "Воробушки и кот", "Болото".
Занятие 12 Игры "Магический квадрат",
"Удочка".
Занятие 13 Эстафеты с прыжками".

Тема 4 Игры с
предметами

https://resh.edu.ru/subject/
9/
Занятие 14 Игры "Найди жгут", Бег
сороконожек".
Занятие 15 Игры "Скакалочка"," 12 палочек".
Занятие 16 Игры "метко в цель", "Охотники и
утки".
Занятие 17 Игры "Тише едешь дальше
будешь".
Занятие 18 Игры "Снайпер"

Занятие 19 Игры "Облака и тучи", Загони тучу
в дом".
https://resh.edu.ru/subject/
9/

тема 5 Игры с мячами
Занятие 20 Игры "Не упусти мяч", "Чемпионы
мяча".
Занятие 21 Игры "Метко в цель", "Мяч
соседу".
Занятие 22 Игры "Гонка мячей", "Передал
садись".
Тема 6 Игры с
элементами гимнастики

https://resh.edu.ru/subject/
9/
Занятие 23 Игра "Море волнуется", "охота за
лисами"
Занятие 24 Игра "Перебежки под скакалкой"
Занятие 25Игра "Четыре стихии", "Чехарда"
Занятие 26Игра "Совушка", "Построй
пирамиду"
Занятие 27 Эстафета "Муравейник"
https://resh.edu.ru/subject/
9/

Тема 7 Игры на лыжах
Занятие 28 Игра "Гонка с гандикапом"
Занятие 29 Игра "Биатлон"
Занятие 30 Игра "Завладей палкой",
"Упряжки"
Занятие 31 Игра "Лыжный хоровод",
"Солнышко"

https://resh.edu.ru/subject/
9/

Тема 8 Народные игры
Занятие 32 Игры "Плетень", "Ручеёк"
Занятие 33 Игры "Гуси лебеди"
Занятие 34 Игры "Платочек"

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».