1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Предметные результаты: Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем. Метапредметные результаты: способность находит и извлекать информацию из разных текстов способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; анализ и интеграция информации, полученной из текста; учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации; умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания; умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации; умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания; умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения. Личностные результаты: умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формирование собственной позиции по отношению к прочитанному; умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны. Система оценки планируемых результатов Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности внеурочной деятельности школы; Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах: - оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления; - индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио; - качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся. Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме творческой презентации. Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления «Портфолио». 2. Содержание курса внеурочной деятельности Тематический план состоит из отдельных модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность модулей выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Название раздела Содержание Форма организации Модуль «Основы Определение основной темы и идеи в Поисковые и читательской драматическом произведении. Учебный текст как научные грамотности» источник информации. Сопоставление содержания исследования текстов официально – делового стиля. Деловые Диспут ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры. Модуль «Основы Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой Поисковые и математической или круговой, схем. Применение формул в научные грамотности» повседневной жизни. Формулировка ситуации на исследования языке математики. Применение математических Диспут понятий, фактов. Интерпретация, использование и оценивание математических результатов. Программа курса рассчитана на 68 часов (в 10 классе 34 часа, в 11 классе 34 часа). 10 Название раздела класс Содержание Форма организации Модуль «Основы Формирование читательских умений с опорой на Поисковые и читательской текст и внетекстовые знания. Электронный текст как научные грамотности» источник информации. Сопоставление содержания исследования текстов научного стиля. Образовательные ситуации Диспут в текстах. Критическая оценка степени Разбор заданий на достоверности, содержащейся в тексте информации. платформе РЭШ. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Модуль «Основы Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, Поисковые и математической температура, расстояние. Вычисление величины, научные грамотности» применение пропорций прямо пропорциональных исследования отношений для решения проблем. Текстовые задачи, Диспут решаемые арифметическим способом: части, Разбор заданий на проценты, пропорция, движение, работа. платформе РЭШ. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач. 3. Тематическое планирование 10 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Название темы Кол-во Теорет. Практич Часов Занятия занятия 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной темы и идеи в драматическом 2 произведении. Учебный текст как источник информации. 2 Сопоставление содержания текстов официально – 2 делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной 3 ситуации. Типы текстов: текст- инструкция (указания к 2 выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте. 2 Типы задач на грамотность. Информационные 2 задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, 2 договоры. Модуль «Основы математической грамотности» Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой 3 или круговой, схем. Применение формул в повседневной жизни. 4 Формулировка ситуации на языке математики. 3 Применение математических понятий, фактов. 4 Интерпретация, использование и оценивание 3 математических результатов. итого 34 2 1 2 1 1 1 1 3 2 3 2 Тематическое планирование 11 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Название темы Кол-во Теорет. Практич Часов Занятия занятия 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 Модуль «Основы читательской грамотности» Формирование читательских умений с опорой на 2 текст и внетекстовые знания. Электронный текст как источник информации. 2 Сопоставление содержания текстов научного стиля. 2 2 Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, 2 научное обоснование). Составление плана на основе исходного текста. 2 Типы задач на грамотность. Аналитические 3 (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты. 2 Модуль «Основы математической грамотности» Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, 3 температура, расстояние. Вычисление величины, применение пропорций прямо 3 пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые арифметическим 3 способом: части, проценты, пропорция, движение, работа Инварианты: задачи на четность (чередование, 3 разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. 3 Графы и их применение в решении задач. 2 Итого 34 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса Печатные пособия для учителя: - Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021. - Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021. Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронныйресурс] https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости). Цифровые и электронные образовательные ресурсы: - Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/ - Российская электронная школа https://resh.edu.ru/