ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативноправовых документов: Федеральный закон «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ от 29.12.2012 . Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.15.2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных норм СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осущетвляющими образовательную деятельность"; Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;. Рабочая программа «Социальное проектирование» разработана для 10 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего образования второго поколения, на основании примерной программы внеурочной деятельности «Социальное проектирование школьников» педагогического сопровождения ребенка в образовании (О.С.Газман, Н.Б.Крылова) – М.: Просвещение, 2018. (Работаем по новым стандартам) и является продолжением программы индивидуального проекта в рамках одного предмета или на межпредметной основе являются обязательным условием перехода обучающегося на следующую ступень образования во внеурочной деятельности. Необходимость модернизации российского образования, включая и школьное, продиктована современными реалиями, а также постоянно повышающимся уровнем развития мирового сообщества. В условиях широкой информатизации общества с учетом взятого государством курса на развитие инновационной экономики сегодня как никогда востребованы личности, обладающие гражданской идентичностью, владеющие адекватными времени знаниями и компетентностями, способные к саморазвитию, росту, построению своей жизнедеятельности в духе демократии и гуманизма. В сфере образования механизмом модернизации выбраны образовательные стандарты нового поколения, которые определяют основные направления дальнейшего развития реформы образования. Они нацелены на создание в нашей стране нового человеческого капитала. В новых стандартах цели воспитания и развития личности рассматриваются как приоритетные, при этом воспитательная программа образовательного учреждения (ОУ) рассматривается в качестве важнейшего компонента основной образовательной программы (ООП) школьного образования. Предполагается, что рациональная организация урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся обеспечит достижение планируемых результатов. «Социальное проектирование старшеклассников» Под воспитанием понимают специально организованный процесс воздействия на подрастающего человека (объекта воспитания) со стороны субъектов воспитательного процесса с целью обеспечения вхождения индивида в культуру современного ему общества. Следует подчеркнуть, что не только педагоги и родители, но и дети являются субъектами воспитания (огромное значение в воспитании имеет самовоспитание), поэтому воспитание – это и целенаправленный процесс взаимодействия всех субъектов воспитания: индивид — индивид, индивид — группа, индивид — коллектив. Необходимо учитывать, что воспитание детерминировано культурой общества, реально на формирование личности оказывает влияние вся система общественных отношений. Это называют процессом социализации. Понятие социализация сопоставимо с понятием воспитание в широком смысле слова как воспитание укладом жизни. Задача школы как социального института – сделать этот всеобъемлющий, многогранный процесс прогнозируемым и управляемым для достижения намеченных целей, снижения риска возникновения разного рода эксцессов под влиянием стихийных, неуправляемых факторов социализации. 1. Программа «Социальное проектирование старшеклассников» направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Личностные и метапредметные результаты конкретизируются в четырех междисциплинарных программах по формированию: - универсальных учебных действий — личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных; - ИКТ-компетентности; - основ проектной и исследовательской деятельности; - основ смыслового чтения работы с текстом. На усмотрение образовательного учреждения междисциплинарные программы могут входить в общую программу воспитания и развития школьников или быть отдельными программами. Наша школа выбрала реализацию междисциплинарных программ по первому варианту (рис. 1). 2. Принципы и подходы к формированию программы. В качестве методологической основы принят культурно- исторический системно-деятельностный подход, в соответствии с которым качества личности формируются, развиваются и обнаруживаются в деятельности (целенаправленной активности человека), общении и самопознании. В программе использованы педагогические подходы: воспитание как воссоздание и реконструкция опыта (Д.Дьюи); воспитание в деятельности (С.Т.Шацкий); воспитание делом (И.П.Иванов); воспитание через коллектив (А.С.Макаренко); совместная деятельность в зоне ближайшего развития: со значимым взрослым и со значимыми сверстниками; а также принципы: интериоризацкя (Л.С.Выготский); педагогического сопровождения ребенка в образовании (О.С.Газман, Н.Б.Крылова); сотрудничества (учителя-новаторы Ш.Амонашвили, В.Ф.Шаталов и др.); выбора цели, класса задач (М.И.Махмутов, Е.И.Машбиц, А.М.Новиков) здоровьесбережения (В.Ф.Базарный). 3. Основу концепции воспитания в образовании школьников составила единая система воспитания базовых национальных ценностей, а именно: гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; социальной ответственности и компетентности; нравственности моральных убеждений, этического сознания; экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни, сознательного выбора профессии; ценностного отношения к прекрасному, основ эстетической культуры (эстетическое воспитание). Такое деление не является строгим. Все направления тесно связаны между собой и дополняют друг друга, и каждое ОУ вправе осуществлять свой выбор приоритетов при реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 4. Новые Стандарты основного общего образования предусматривают пользование в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий деятельностного типа и технологий, допускающих дифференцированный подход требований к подготовке обучающихся. Именно поэтому проектная и исследовательская деятельность школьников считается одной из перспективных образовательных технологий ХХI века, так как обладает большим педагогическим потенциалом. Исследовательская деятельность учащихся может рассматриваться как самостоятельная деятельность или как часть проектной деятельности. В свете новых Стандартов успешная разработка и защита индивидуального проекта в рамках одного предмета или на межпредметной основе являются обязательным условием перехода обучающегося на следующую ступень образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. В связи с этим методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации общеобразовательной программы. Современные программы среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов, в том числе и во внеурочную деятельность. В школе ребёнок должен получать не только готовые знания, но и учиться мыслить самостоятельно, добывать, анализировать и использовать полученные знания. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Социальное проектирование способствует развитию компетентности учащихся в сферах самостоятельной познавательной, творческой, общественно-полезной деятельности, трудовой и бытовой сферах. Это эффективное средство развития детей. Разрабатывая и реализуя проект, дети могут проявить свои лидерские качества, самостоятельность, ответственность. Цель программы – создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе проектно-исследовательской деятельности. Задачи: 1. Обучать школьников технологиям социального проектирования. 2. Формировать умения решать творческие задачи, организовывать и управлять деятельностью. 3. Создавать условия для формирования общественно-активной позиции подростков. 4. Поддерживать инициативность у учащихся. 5. Развивать творческие и коммуникативные способности у учащихся. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Описание ценностных ориентиров содержания курса Одним из результатов освоение курса «Социальное проектирование» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра – осознание себя как части мира. Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду. Ценность искусства и творчества — понимание красоты, гармонии, эстетическое развитие. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. Общая характеристика курса Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей. Под социальным проектированием надо понимать деятельность: • социально значимую, имеющую социальный эффект; • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно новое в его личном опыте; • задуманную, продуманную и осуществленную подростком деятельность, в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; • через которую формируются социальные навыки подростка. Социальное проектирование является одной из множества деятельностей подростка, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Выступая сложным системным образованием, оно включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект. Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия. Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной. Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность. Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — 4 практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности. Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать: • социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм); • социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям др.); • социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.); • социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.) Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование. Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная. Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Основные этапы проектной деятельности: 1. Выбор темы. Тема проекта должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. 2. Сбор сведений. В качестве источников города, опыт учителя по работе с конкретной темой и т.п. 3. Выбор проектов. На начальных этапах учителю информации могут выступать, как традиционные – поиск литературы, работа с интернет-ресурсами, так и специфические экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется: 4. Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе и вне ее. Взрослые помогают только в случае необходимости, координируя и направляя работу детского коллектива. 5. Презентации. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Основные виды социальных проектов – это создание коллажей, макетов, стенгазет, подготовка коллективно-творческих дел, участие в общественно-полезных мероприятиях, социальных акциях и т.п.. Занятия поЗанятия по социальному проектированию могут проводиться в виде разовых мероприятий или целого цикла, блока занятий, опирающихся на план воспитательной работы в классе и в школе. При организации работы в группе учитель может исходить из принципа последовательного, поэтапного прохождения социального проектирования от пробы к практике со всем классом (линейный принцип) или из принципа совмещения в классе подростковых групп, каждая из которых занимается своим видом социального проектирования: либо пробой, либо практикой, либо проектом (принцип мозаики). Основными формами контроля за реализацией программы «Социальное проектирование» являются участие детей в классных и общешкольных мероприятиях, конкурсах, творческих фестивалях, участие и проведение социальных акций и т.п. Основная задача программы – включить ребенка в общественно значимую деятельность на уровне школы, района, округа. Описание места предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом среднего образования программа «Социальное проектирование» реализуется в 10 классе. Объем времени в каждом классе составляет 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю). Содержание данной программы разворачивается по смешанной схеме реализации внеурочной деятельности. Часть часов концентрируется вокруг значимых мероприятий класса (праздники, вечера, экскурсии), а часть распределяется в течение учебного года (тематические классные часы, уроки мужества и т.п.). занятия проводятся в очной и дистанционной форме. Допустимо использование часов внеурочной деятельности, как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие дни. Это позволяет перераспределять часы внеурочной деятельности и суммировать их в течение учебного года. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Социальное проектирование: дорогою добра» Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи; Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование цели; - поиск и выделение необходимой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы. - анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; - высказывать предположения, обсуждать проблемные Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование цели; - поиск и выделение необходимой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы. - анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента; – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор ; - приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные УУД: - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - мотивировать свои действия; - применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения. Личностные УУД: - считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. - желание приобретать новые знания, - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, - осваивать новые виды деятельности, - участвовать в творческом, созидательном процессе. Содержание программы. Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана воспитательной работы и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и интересов учеников. В связи с этим календарно-тематическое планирование разными педагогами данной программы носит свой неповторимый характер, отражая воспитательные мероприятия класса. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «Социальное проектирование» 10 класс № п/п Дата Тема занятия Кол-во часов 1 09.09 Экологический десант «Осенний школьный двор» Мы против вредных привычек 3 16.09 Проект ко дню учителя 1 4 23.09 1 5 30.11 Проект мероприятия «День пожилого человека» Красота художественного слова 6 07.10 Праздник казаков «Покров на Дону» 1 7 14.10 Проект «Чистые руки» 1 8 21.10 Экологический десант «Осенний листопад!» 1 9 11.11 Акция «День Единства» 1 10 18.11 Проект мероприятия «Моя любимая мама» 1 11 25.11 Проект «День Героев России» 1 12 02.12 Проект «Новый год у ворот» 1 13 09.12 Проект 1 14 16.12 Проект «Новогодние украшения» 1 15 23.12 Акция «День здоровья на снегу» 1 16 30.12 Проект «Гжельская роспись» 1 1 02.09 2 «Рождественнский Звон» 1 1 17 13.01 Проект «Поможем птицам в холода» 1 18 20.01 Проект «Февральские лазури» 1 19 27.01 Проект «День Защитника Отечества» 1 20 03.02 Проект «Самбекские высоты» 1 21 10.02 Проект «Весенние цветы» 1 22 17.02 Проект «Международный день 8 марта» 1 23 24.02 Проект «День космонавтики 1 24 02.03 Разработка эскиза росписи современной посуды 1 25 09.03 Шрифт – выразительное средство художественного проекта 1 26 16.03 Искусство плаката 1 27 23.03 Проект «Городецкая роспись» 1 28 06.04 Разработка проекта «9 Мая!» 1 29 13.04 Композиция ко Дню Победы 1 30 20.04 Плакат «День Победы» 1 31 27.04 Проект «Они сражались за Родину!» 1 32 04.05 Экологический десант «Клумба 1 33 11.05 Экологический десант «Весенний двор» 1 34 18.05 Проект «Мы вместе!» 1 34 часов