РП ВД Социальное проектирование 10 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативноправовых документов:



Федеральный закон «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ от 29.12.2012 .
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.15.2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных норм СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г.
№ 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, осущетвляющими образовательную деятельность";

Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.
№ 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;.
Рабочая программа «Социальное проектирование» разработана для 10 классов в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего образования второго поколения, на основании примерной программы
внеурочной деятельности «Социальное проектирование школьников» педагогического
сопровождения ребенка в образовании (О.С.Газман, Н.Б.Крылова) – М.: Просвещение,
2018. (Работаем по новым стандартам) и является продолжением программы
индивидуального проекта в рамках одного предмета или на межпредметной основе
являются обязательным условием перехода обучающегося на следующую ступень
образования во внеурочной деятельности.
Необходимость модернизации российского образования, включая и школьное,
продиктована современными реалиями, а также постоянно повышающимся уровнем
развития мирового сообщества. В условиях широкой информатизации общества с учетом
взятого государством курса на развитие инновационной экономики сегодня как никогда
востребованы личности, обладающие гражданской идентичностью, владеющие
адекватными времени знаниями и компетентностями, способные к саморазвитию, росту,
построению своей жизнедеятельности в духе демократии и гуманизма. В сфере
образования механизмом модернизации выбраны образовательные стандарты нового
поколения, которые определяют основные направления дальнейшего развития реформы
образования. Они нацелены на создание в нашей стране нового человеческого капитала.
В новых стандартах цели воспитания и развития личности рассматриваются как
приоритетные, при этом воспитательная программа образовательного учреждения (ОУ)
рассматривается в качестве важнейшего компонента основной образовательной
программы (ООП) школьного образования. Предполагается, что рациональная

организация урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся обеспечит
достижение планируемых результатов.
«Социальное проектирование старшеклассников»

Под воспитанием понимают специально организованный процесс воздействия на
подрастающего человека (объекта воспитания) со стороны субъектов воспитательного
процесса с целью обеспечения вхождения индивида в культуру современного ему
общества. Следует подчеркнуть, что не только педагоги и родители, но и дети являются
субъектами воспитания (огромное значение в воспитании имеет самовоспитание),
поэтому воспитание – это и целенаправленный процесс взаимодействия всех субъектов
воспитания: индивид — индивид, индивид — группа, индивид — коллектив. Необходимо
учитывать, что воспитание детерминировано культурой общества, реально на
формирование личности оказывает влияние вся система общественных отношений. Это
называют процессом социализации. Понятие социализация сопоставимо с понятием
воспитание в широком смысле слова как воспитание укладом жизни. Задача школы как
социального института – сделать этот всеобъемлющий, многогранный процесс
прогнозируемым и управляемым для достижения намеченных целей, снижения риска
возникновения разного рода эксцессов под влиянием стихийных, неуправляемых
факторов социализации.
1. Программа «Социальное проектирование старшеклассников» направлена на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Личностные
и
метапредметные
результаты
конкретизируются
в
четырех
междисциплинарных программах по формированию:
- универсальных учебных действий — личностных, познавательных, регулятивных,
коммуникативных;
- ИКТ-компетентности;
- основ проектной и исследовательской деятельности;

- основ смыслового чтения работы с текстом.
На усмотрение образовательного учреждения междисциплинарные программы
могут входить в общую программу воспитания и развития школьников или быть
отдельными программами. Наша школа выбрала реализацию междисциплинарных
программ по первому варианту (рис. 1).
2. Принципы и подходы к формированию программы. В качестве
методологической основы принят культурно- исторический системно-деятельностный
подход, в соответствии с которым качества личности формируются, развиваются и
обнаруживаются в деятельности (целенаправленной активности человека), общении и
самопознании.
В программе использованы педагогические подходы: воспитание как воссоздание и
реконструкция опыта (Д.Дьюи); воспитание в деятельности (С.Т.Шацкий); воспитание
делом (И.П.Иванов); воспитание через коллектив (А.С.Макаренко); совместная
деятельность в зоне ближайшего развития: со значимым взрослым и со значимыми
сверстниками; а также принципы: интериоризацкя (Л.С.Выготский); педагогического
сопровождения ребенка в образовании (О.С.Газман, Н.Б.Крылова); сотрудничества
(учителя-новаторы Ш.Амонашвили, В.Ф.Шаталов и др.); выбора цели, класса задач
(М.И.Махмутов, Е.И.Машбиц, А.М.Новиков) здоровьесбережения (В.Ф.Базарный).
3. Основу концепции воспитания в образовании школьников составила единая
система воспитания базовых национальных ценностей, а именно:
 гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека;
 социальной ответственности и компетентности;
 нравственности моральных убеждений, этического сознания;
 экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
 трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду и жизни,
сознательного выбора профессии;
 ценностного отношения к прекрасному, основ эстетической культуры
(эстетическое воспитание).
Такое деление не является строгим. Все направления тесно связаны между собой и
дополняют друг друга, и каждое ОУ вправе осуществлять свой выбор приоритетов при
реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
4. Новые Стандарты основного общего образования предусматривают пользование
в учебно-воспитательном процессе педагогических технологий деятельностного типа и
технологий, допускающих дифференцированный подход требований к подготовке
обучающихся. Именно поэтому проектная и исследовательская деятельность школьников
считается одной из перспективных образовательных технологий ХХI века, так как
обладает большим педагогическим потенциалом. Исследовательская деятельность
учащихся может рассматриваться как самостоятельная деятельность или как часть
проектной деятельности. В свете новых Стандартов успешная разработка и защита
индивидуального проекта в рамках одного предмета или на межпредметной основе
являются обязательным условием перехода обучающегося на следующую ступень
образования.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа. В связи с этим методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации общеобразовательной
программы. Современные программы среднего образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов, в том числе и во внеурочную деятельность.
В школе ребёнок должен получать не только готовые знания, но и учиться мыслить
самостоятельно, добывать, анализировать и использовать полученные знания. Знания и

умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в
будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в
вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Социальное проектирование способствует развитию компетентности учащихся в сферах
самостоятельной познавательной, творческой, общественно-полезной деятельности,
трудовой и бытовой сферах. Это эффективное средство развития детей. Разрабатывая и
реализуя проект, дети могут проявить свои лидерские качества, самостоятельность,
ответственность.
Цель программы – создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в
процессе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Обучать школьников технологиям социального проектирования.
2. Формировать умения решать творческие задачи, организовывать и управлять
деятельностью.
3. Создавать условия для формирования общественно-активной позиции подростков.
4. Поддерживать инициативность у учащихся.
5. Развивать творческие и коммуникативные способности у учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов освоение курса «Социальное проектирование» является
осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира.
Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты
хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие
организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности,
ценностного отношения к труду.
Ценность искусства и творчества — понимание красоты, гармонии, эстетическое
развитие.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества,
народа, представителя страны, государства.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью
мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Общая характеристика курса
Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное
отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных
проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его
реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию,
позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения,
совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях
понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и
благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.
Под социальным проектированием надо понимать деятельность:
• социально значимую, имеющую социальный эффект;
• результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного)
«продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально,
качественно новое в его личном опыте;
• задуманную, продуманную и осуществленную подростком деятельность, в ходе которой
подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с
социумом;
• через которую формируются социальные навыки подростка.
Социальное проектирование является одной из множества деятельностей подростка,
сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Выступая сложным системным образованием,
оно включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток
получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и
осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных
навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны
социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная
деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не
существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально
значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения
противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно
значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим
социум и личность. Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как
понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности
организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба,
более сложным — 4 практика (по навыкам, длительности, ответственности и
приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной
практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем
отрабатывать социальные навыки на этапе социальной практики, в ходе социальной
пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать
«изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация
социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных
элементов действия в рамках социальной пробы или практики.
Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида,
практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие
деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким
образом, проба виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные,
конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.
Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:
• социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие,
алкоголизм);
• социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям др.);
• социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа,
больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);
• социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный ландшафт
(пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний
вид и обустройство стадиона и т.п.)
Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые,
вовлеченные в проектирование.
Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено
подростком вдруг, одномоментно. Поэтапное прохождение через пробу, практику и
проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития
следующей.
Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.
Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая
детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа
над проектами – это специально организованный учителем и самостоятельно
выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ
(т.е. продукта).

Основные этапы проектной деятельности:
1. Выбор темы. Тема проекта должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было
выделить много разных подтем по интересам детей.
2. Сбор сведений. В качестве источников города, опыт учителя по работе с конкретной
темой и т.п.
3. Выбор проектов. На начальных этапах учителю информации могут выступать, как
традиционные – поиск литературы, работа с интернет-ресурсами, так и специфические экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация следует, не озадачивая детей
придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально
выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось
параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется:
4. Реализация проектов. На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая
действия в школе и вне ее. Взрослые помогают только в случае необходимости,
координируя и направляя работу детского коллектива.
5. Презентации. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения,
оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Если проект
долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам
которых дети получают положительное подкрепление.
Основные виды социальных проектов – это создание коллажей, макетов, стенгазет,
подготовка коллективно-творческих дел, участие в общественно-полезных мероприятиях,
социальных акциях и т.п..
Занятия поЗанятия по социальному проектированию могут проводиться в виде разовых
мероприятий или целого цикла, блока занятий, опирающихся на план воспитательной
работы в классе и в школе. При организации работы в группе учитель может исходить из
принципа последовательного, поэтапного прохождения социального проектирования от
пробы к практике со всем классом (линейный принцип) или из принципа совмещения в
классе подростковых групп, каждая из которых занимается своим видом социального проектирования: либо пробой, либо практикой, либо проектом (принцип мозаики).
Основными формами контроля за реализацией программы «Социальное
проектирование» являются участие детей в классных и общешкольных мероприятиях,
конкурсах, творческих фестивалях, участие и проведение социальных акций и т.п.
Основная задача программы – включить ребенка в общественно значимую деятельность
на уровне школы, района, округа.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом среднего образования программа «Социальное
проектирование» реализуется в 10 классе. Объем времени в каждом классе составляет 34
часа (34 недели по 1 часу в неделю).
Содержание данной программы разворачивается по смешанной схеме реализации
внеурочной деятельности. Часть часов концентрируется вокруг значимых мероприятий
класса (праздники, вечера, экскурсии), а часть распределяется в течение учебного года
(тематические классные часы, уроки мужества и т.п.). занятия проводятся в очной и
дистанционной форме.
Допустимо использование часов внеурочной деятельности, как в течение учебной недели,
так и в период каникул, в выходные и нерабочие дни. Это позволяет перераспределять
часы внеурочной деятельности и суммировать их в течение учебного года.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Социальное проектирование: дорогою добра»
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи;
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблемы.
- анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их
результаты;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные
Познавательные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблемы.
- анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их
результаты;
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого
эксперимента; – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать
выбор ;
- приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- мотивировать свои действия;
- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения.
Личностные УУД:
- считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в
дискуссии, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
- желание приобретать новые знания,
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
- осваивать новые виды деятельности,
- участвовать в творческом, созидательном процессе.
Содержание программы.
Содержание данной программы ежегодно конкретизируется с учетом плана
воспитательной работы и плана развития классного коллектива. Она играет роль общего
ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет
возможность сам конструировать ход занятий, исходя из индивидуальных возможностей и
интересов учеников.
В связи с этим календарно-тематическое планирование разными педагогами данной
программы носит свой неповторимый характер, отражая воспитательные мероприятия
класса.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Социальное проектирование» 10 класс
№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во
часов
1

09.09

Экологический десант «Осенний школьный
двор»
Мы против вредных привычек

3

16.09

Проект ко дню учителя

1

4

23.09

1

5

30.11

Проект мероприятия «День пожилого
человека»
Красота художественного слова

6

07.10

Праздник казаков «Покров на Дону»

1

7

14.10

Проект «Чистые руки»

1

8

21.10

Экологический десант «Осенний листопад!»

1

9

11.11

Акция «День Единства»

1

10

18.11

Проект мероприятия «Моя любимая мама»

1

11

25.11

Проект «День Героев России»

1

12

02.12

Проект «Новый год у ворот»

1

13

09.12

Проект

1

14

16.12

Проект «Новогодние украшения»

1

15

23.12

Акция «День здоровья на снегу»

1

16

30.12

Проект «Гжельская роспись»

1

1

02.09

2

«Рождественнский Звон»

1

1

17

13.01

Проект «Поможем птицам в холода»

1

18

20.01

Проект «Февральские лазури»

1

19

27.01

Проект «День Защитника Отечества»

1

20

03.02

Проект «Самбекские высоты»

1

21

10.02

Проект «Весенние цветы»

1

22

17.02

Проект «Международный день 8 марта»

1

23

24.02

Проект «День космонавтики

1

24

02.03

Разработка эскиза росписи современной посуды

1

25

09.03

Шрифт – выразительное средство
художественного проекта

1

26

16.03

Искусство плаката

1

27

23.03

Проект «Городецкая роспись»

1

28

06.04

Разработка проекта «9 Мая!»

1

29

13.04

Композиция ко Дню Победы

1

30

20.04

Плакат «День Победы»

1

31

27.04

Проект «Они сражались за Родину!»

1

32

04.05

Экологический десант «Клумба

1

33

11.05

Экологический десант «Весенний двор»

1

34

18.05

Проект «Мы вместе!»

1
34 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».