РП УК_Методы_решения_физических_задач_10-11_классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Методы решения физических задач»
для 10-11 классов составлена в соответствии со следующими документами:
 приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г.
№ 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» в действующей редакции;
 Примерной основной образовательной программой среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (в редакции протокола № 2/16-з от 28.06.2016г. федерального учебнометодического объединения по общему образованию);
 приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного» в действующей
редакции;
 основной образовательной программой среднего общего образования МАОУ СОШ №30,
утвержденной приказом по школе от 31.08.2023 № 251
Рабочая программа рассчитана:
10 класс – по 68 часов в год (2 часа в неделю);
11 класс – по 68 часов в год (2 часа в неделю).
Учебно-методическое обеспечение:
 Физика. 10-11 класс. (базовый уровень). Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.
(под ред. Парфентьевой Н.А.)
 Физика. 10-11 класс. Электронное приложение (DVD) к учебнику Мякишева Г.Я.,
Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. (под ред. Парфентьевой Н.А.)
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА









Личностные результаты
в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую
науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;
в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей
познавательной деятельностью.
Метапредметные результаты
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности,
применение основных методов познания (системно-информационный анализ,
моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез,
анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинноследственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей
и применять их на практике;



1)



2)

3)
4)

использование различных источников для получения физической информации,
понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей
коммуникации и адресата.
Предметные результаты (на базовом уровне)
в познавательной сфере:
интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач,
встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых
технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей
среды;
в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для
окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с
использованием физических процессов;
в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;
в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с
лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс (68 часов)
Физическая задача. Классификация задач (2 ч)
Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическаятеория и
решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способузадания и
решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлениюзадач.
Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Правила и приемы решения физических задач (4 ч)
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической
задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи •
решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет.
Использование вычислительной техники длярасчетов. Анализ решения и его значение.
Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.
Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения:
алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические
решения и т. д.
Динамика и статика (10 ч)
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач наосновные
законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения,
сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек,
твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические
характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач:
занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и
краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.
Законы сохранения (14 ч)
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики,
динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на

определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения
механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты
или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения
задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель
маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством,
проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости,
модель автоколебательной системы.
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (10 ч)
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение
молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального
газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики
состояния газа в изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона,
характеристика критического состояния. Задачи на описаниеявлений поверхностного
слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное
давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности
воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и
относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении
качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового
содержания.
Основы термодинамики (10 ч)
Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые
двигатели.
Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра;
модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты
использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины;
проекты практического определения радиуса тонких капилляров.
Электрическое и магнитное поля (8 ч)
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы
решения.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами:
законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью,
разностью потенциалов, энергией. Решение задачна описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия:
магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Решение качественных экспериментальных задач с использованием
электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.
Постоянный электрический ток в различных средах (10 ч)
Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложныхэлектрических
цепей. Задачи разных видов «на описание электрических цепей постоянного
электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля —
Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с
правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных
экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении
сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков
цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.
Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме,

газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных
явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с
техническим содержанием, комбинированные задачи.
Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на
заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле,
проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели
измерительных приборов, модели
«черного ящика».
11 класс (68 часов)
Электромагнитные колебания и волны (48 ч)
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон
электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного
электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость,
отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по
геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Класси- фикация задач по СТО и
примеры их решения.
Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»:
конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение
экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора,
трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн,
электроизмерительных приборов.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной
емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности,
модель передачи электроэнергии и др.
Квантовая физика (20 ч)
Задачи на применение гипотезы Планка о квантах, фотоэффекта. Применение
корпускулярно-волнового дуализма.
Построение моделей атома. Изучение свойств линейчатого спектра водорода на
основе квантовых постулатов Бора.
Групповое и коллективное решение экспериментальных задач на использование
свойств ядерных сил, энергии связи атомных ядер, применение видов радиоактивных
превращений атомных ядер.
Теория элементарных частиц.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

1

Раздел
программы
10 класс
Физическая задача.
Классификация
задач

Колво
часов
2

Воспитательные задачи

Осознавать единство и целостность
окружающего мира, возможность его
познаваемости и объяснимости на основе
достижений науки.
Осознавать роль отечественных ученых в
становлении науки физики.
Формировать сознание связи с обществом,
необходимости согласовывать свое
поведение с интересами общества;
осознание практической значимости того

2

Правила и приемы
решения
физических задач

4

3

Динамика и
статика

10

4

Законы сохранения

14

или иного открытия, осознание значимости
этого открытия на пути цивилизации
человеческого общества, воспитание
уважения к ученым и их труду,
формирование устойчивых нравственных
чувств, высокой культуры поведения как
одной из главных проявлений уважения
человека к людям.
Формировать ценностное отношение друг к
другу, учителю.
Формировать сознание связи с обществом,
необходимости согласовывать свое
поведение с интересами общества;
осознание практической значимости того
или иного открытия, осознание значимости
этого открытия на пути цивилизации
человеческого общества, воспитание
уважения к ученым и их труду,
формирование устойчивых нравственных
чувств, высокой культуры поведения как
одной из главных проявлений уважения
человека к людям.
Формировать умение любить окружающую
нас природу, видеть красоту и
неповторимость родного края; развивать
необходимость соблюдения правил
пребывания на природе и ответственности
за их несоблюдение.
Осознавать единство и целостность
окружающего мира, возможность его
познаваемости и объяснимости на основе
достижений науки.
Формировать ценностное отношение к
авторам открытий, изобретений, к творцам
науки и техники.
Формировать определенное эстетическое
отношение человека к действительности.
Формировать такие качества как
настойчивость, трудолюбие,
целеустремленность, любознательность,
активность, а также общепринятые нормы
поведения – вежливость, выдержанность,
дисциплина и такт.
Развивать внимательность, собранность.
Формировать сознание связи с обществом,
необходимости согласовывать свое
поведение с интересами общества;
осознание практической значимости того
или иного открытия, осознание значимости
этого открытия на пути цивилизации
человеческого общества, воспитание

5

Строение и
свойства газов,
жидкостей и
твёрдых тел

10

6

Основы
термодинамики

10

7

Электрическое и
магнитное поля

8

Постоянный
электрический ток
в различных средах

10

1

11 класс
Электромагнитные
колебания и волны

48

уважения к ученым и их труду,
формирование устойчивых нравственных
чувств, высокой культуры поведения как
одной из главных проявлений уважения
человека к людям.
Применять знания о тепловых явлениях для
задач повседневной жизни, для обеспечения
безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей
среды.
Формировать ценностное отношение к
авторам открытий, изобретений, к творцам
науки и техники.
Формировать определенное эстетическое
отношение человека к действительности.
Применять знания о тепловых явлениях для
задач повседневной жизни, для обеспечения
безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей
среды.
Приводить примеры экологических
последствий работы двигателей
внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций.
Формировать определенное эстетическое
отношение человека к действительности.
Использовать знания об электричестве в
повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей
среде.
Формировать ценностное отношение друг к
другу, учителю.
Осознавать роль отечественных ученых в
становлении науки физики.
Использовать знания об электричестве в
повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей
среде.
Формировать ценностное отношение друг к
другу, учителю.
Осознавать роль отечественных ученых в
становлении науки физики.
Формировать ценностное отношение друг к
другу, учителю.

2

Квантовая физика

20

Формировать сознание связи с обществом,
необходимости согласовывать свое
поведение с интересами общества;
осознание практической значимости того
или иного открытия, осознание значимости
этого открытия на пути цивилизации
человеческого общества, воспитание
уважения к ученым и их труду,
формирование устойчивых нравственных
чувств, высокой культуры поведения как
одной из главных проявлений уважения
человека к людям.
Формировать умение любить окружающую
нас природу, видеть красоту и
неповторимость родного края; развивать
необходимость соблюдения правил
пребывания на природе и ответственности
за их несоблюдение.
Использовать полученные знания в
повседневной жизни при обращении с
приборами и техническими устройствами
(счетчик ионизирующих частиц, дозиметр),
для сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в
окружающей среде.
Понимать экологические проблемы,
возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих
проблем, перспективы использования
управляемого термоядерного синтеза.
Формировать определенное эстетическое
отношение человека к действительности.

Виды и формы деятельности, которые используются в работе: подбор
соответствующих задач для решения (научно-познавательных) текстов, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе; интерактивные формы работы с обучающимися: интеллектуальные
игры, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссии, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповая
работа или работа в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с
другими обучающимися; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».