1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 30 обеспечивает введение в действие
и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Нормативная база
План внеурочной деятельности составлен в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями в ред. от 08.08.2024г.).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (ред. от 18.07.2022) "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования".
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023г. № 370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования».
5. Приказ Министерства просвещения от 19.03.2024 № 171 "О внесении изменений в
некоторые
приказы
Министерства
просвещения,
касающиеся
федеральных
образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России11.04.2024 N 77830).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
8. Приказ Минпросвещения России от 27.12.2023 N 1028 "О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2024 N 77121)
9. Приказ Минпросвещения РФ от 21.05.2024 № 347 «О внесении изменений в приказ
Министерства просвещения РФ от 21.09.2022г. № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность,
и установления предельного срока использования исключенных учебников»
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.06.2024 № 78626).
10. Основная образовательная программа основного общего образования.
11. Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской
Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных
2
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования» от 05.07.2022 № ТВ-1290/03;
12. Устав МАОУ СОШ № 30.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Программы
внеурочной деятельности обучающихся создают условия для социального, культурного и
профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её
интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствуют раскрытию
индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом
деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения обучающимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого ребёнка.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организовать общественно-полезную и досуговую деятельности обучающихся
совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями.
2. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
3. Воспитывать способность к преодолению трудностей, целеустремленность и
настойчивость в достижении результата.
4. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового
образа жизни.
5. Создавать условия для эффективной реализации основных целевых
образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Структура направлений внеурочной деятельности
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к
занятиям по интересам, познать новый способ существования – безотметочный, при этом
обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от
успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития,
решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В
процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит
становление личности ребенка.
При выборе направлений и отборе содержания обучения в МАОУ СОШ № 30
учитывается мнение учеников, их родителей или законных представителей, также
возможности и кадровый потенциал школы.
ФОП включает два компонента: инвариантный и вариативный. Инвариантный
компонент плана внеурочной деятельности одинаков и обязателен для всех профилей. А
вариативный компонент прописывается по отдельным профилям. Для 5-9 классов в
МАОУ СОШ № 30 определены три вариативных направления, указанных в таблице.
3
Направления внеурочной деятельности
Направление
внеурочной
деятельности
1. Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
"Разговоры о важном"
2. Занятия
по формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
3. Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся
Рекомендуемое
Основное содержание занятий
количество
часов в неделю
Обязательная часть
1
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к своей
Родине - России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре.
Основная задача: формирование
соответствующей внутренней позиции
личности школьника, необходимой ему
для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека
в современной России: знанием родной
истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой
художественной культуре и
повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
1
Основная цель: развитие способности
обучающихся применять
приобретённые знания, умения и
навыки для решения задач в различных
сферах жизнедеятельности,
(обеспечение связи обучения с
жизнью).
Основная задача: формирование и
развитие функциональной грамотности
школьников:
читательской, математической,
естественно-научной, финансовой,
направленной и на развитие
креативного мышления и глобальных
компетенций.
1
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения
жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни.
Основная задача: формирование
готовности школьников к осознанному
выбору направления продолжения
своего образования и будущей
профессии, осознание важности
4
4. Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
получаемых в школе знаний для
дальнейшей профессиональной и
внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые
игры, квесты, решение кейсов,
изучение специализированных
цифровых ресурсов, профессиональные
пробы, моделирующие
профессиональную деятельность,
экскурсии, посещение ярмарок
профессий и профориентационных
парков.
Основное содержание:
знакомство с миром профессий и
способами получения
профессионального образования;
создание условий для развития
надпрофессиональных навыков
(общения, работы в команде, поведения
в конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания
обучающимся самого себя, своих
мотивов, устремлений, склонностей как
условий для формирования
уверенности в себе, способности
адекватно оценивать свои силы и
возможности.
Вариативная часть
3
Основная цель: интеллектуальное и
общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых
познавательных, культурных,
оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование
ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного
будущего, и к культуре в целом, как к
духовному богатству общества,
сохраняющему национальную
самобытность народов России.
Основные направления деятельности:
занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных
предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением
регионального компонента образования
или особыми этнокультурными
интересами участников образовательных
отношений;
5
5. Занятия,
направленные
на удовлетворение
интересов
и потребностей
обучающихся
в творческом
и физическом
развитии, помощь
в самореализации,
раскрытии
и развитии
способностей
и талантов
2
6. Занятия,
направленные
на удовлетворение
социальных
интересов
2
дополнительные занятия для школьников,
испытывающих затруднения в освоении
учебной программы или трудности в
освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
или испытывающими затруднения в
социальной коммуникации.
Основная цель: удовлетворение интересов
и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов.
Основные задачи:
раскрытие творческих способностей
школьников, формирование у них чувства
вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре;
физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту
слабых; оздоровление школьников,
привитие им любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности,
формирование навыков
самообслуживающего труда. Основные
организационные формы:
занятия школьников в различных
творческих объединениях (музыкальных,
хоровых или танцевальных студиях,
театральных кружках или кружках
художественного творчества,
журналистских, поэтических или
писательских клубах и т.п.);
занятия школьников в спортивных
объединениях (секциях и клубах,
организация спортивных турниров и
соревнований);
занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев);
занятия по Программе развития
социальной активности обучающихся
начальных классов "Орлята России".
Основная цель: развитие важных для
жизни подрастающего человека
социальных умений - заботиться о других
и организовывать свою собственную
деятельность, лидировать и подчиняться,
6
и потребностей
обучающихся,
на педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно
с обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение
психологического благополучия
обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий
для развития ответственности за
формирование макро и микро
коммуникаций, складывающихся в
образовательной организации, понимания
зон личного влияния на уклад школьной
жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое сопровождение
деятельности Российского движения
школьников и Юнармейских отрядов;
волонтерских, трудовых, экологических
отрядов, создаваемых для социально
ориентированной работы;
выборного Совета обучающихся,
создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления
образовательной организацией;
Совета старост, объединяющего старост
классов для облегчения распространения
значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных
коллективов;
постоянно действующего школьного
актива, инициирующего и организующего
проведение личностно значимых для
школьников событий (соревнований,
конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов);
творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в
школе и т.п.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 5-9 классах на 34
учебные недели.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или
ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие)
7
того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития
личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени
начального, основного и среднего общего образования строго ориентированы на
воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность ООО (5-9 классы) на 2025-2026 уч.год
Направление
классы /параллель
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс
Информационно1
1
1
1
просветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
(Разговоры о важном)
Занятия
1
1
1
1
по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
1
1
1
1
удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся
(Россия – мои горизонты)
Занятия, связанные с реализацией
3
3
3
3
особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей
обучающихся
Занятия, направленные на
2
2
2
2
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся
в творческом и физическом
развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и
талантов
Занятия, направленные на
2
2
2
2
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности
социально ориентированных
ученических сообществ, детских
общественных объединений,
органов ученического
самоуправления, на организацию
совместно с обучающимися
комплекса мероприятий
воспитательной направленности
Итого
10
10
10
10
9 класс
1
1
1
3
2
2
10
8