1
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ № 30 обеспечивает введение в
действие
и
реализацию
требований
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Нормативная база
План внеурочной деятельности составлен в соответствии со следующими
нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями в ред. от 23.05.2025).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286.
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023г. № 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» (ред. от
19.03.2024).
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 № 704 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.06.2025 № 467 «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской
Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и
основного общего образования» (Зарегистрирован 17.07.2025 № 82961).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.2.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 26.06.2025 № 495 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, и установлении предельного срока использования
исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий"
9. Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской
Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования» от 05.07.2022 № ТВ-1290/03.
10. Основная образовательная программа начального общего образования.
11. Устав МАОУ СОШ № 30.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
2
Программы внеурочной деятельности обучающихся создают условия для
социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой
самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и
отечественной культур; способствуют раскрытию индивидуальных способностей
ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию
активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению
самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для достижения
обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для
многогранного развития и социализации каждого ребёнка.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Организовать общественно-полезную и досуговую деятельности
обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями.
2. Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
3. Воспитывать способность к преодолению трудностей, целеустремленность
и настойчивость в достижении результата.
4. Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для
формирования здорового образа жизни.
5. Создавать условия для эффективной реализации основных целевых
образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Структура направлений внеурочной деятельности
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к
занятиям по интересам, познать новый способ существования – безотметочный, при
этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо
от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и
развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной
педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и
обучающегося происходит становление личности ребенка.
При выборе направлений и отборе содержания обучения в МАОУ СОШ №
30 учитывается мнение учеников, их родителей или законных представителей,
также возможности и кадровый потенциал школы.
ФОП включает два компонента: инвариантный и вариативный. Инвариантный
компонент плана внеурочной деятельности одинаков и обязателен для всех
профилей. А вариативный компонент прописывается по отдельным профилям. Для
1-4 классов в МАОУ СОШ № 30 определены два вариативных направления,
указанных в таблице.
Направления внеурочной деятельности
3
Направление
внеурочной
деятельности
1. Информационнопросветительские
занятия
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
"Разговоры о важном"
2. Занятия
по формированию
функциональной
грамотности
обучающихся
3. Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и
потребностей
обучающихся
Рекомендуемое
Основное содержание занятий
количество
часов в неделю
Обязательная часть
1
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к своей
Родине - России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре.
Основная задача: формирование
соответствующей внутренней позиции
личности школьника, необходимой ему
для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека
в современной России: знанием родной
истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим
прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой
художественной культуре и
повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к
окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
1
Основная цель: развитие способности
обучающихся применять
приобретённые знания, умения и
навыки для решения задач в различных
сферах жизнедеятельности,
(обеспечение связи обучения с
жизнью).
Основная задача: формирование и
развитие функциональной грамотности
школьников:
читательской, математической,
естественно-научной, финансовой,
направленной и на развитие
креативного мышления и глобальных
компетенций.
Вариативная часть
1
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения
жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни.
Основная задача: формирование
готовности школьников к осознанному
выбору направления продолжения своего
образования и будущей профессии,
осознание важности получаемых в школе
знаний для дальнейшей
4
4. Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
3
профессиональной и
внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы:
профориентационные беседы, деловые
игры, квесты, решение кейсов, изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность,
экскурсии, посещение ярмарок профессий
и профориентационных парков.
Основное содержание:
знакомство с миром профессий и
способами получения профессионального
образования;
создание условий для развития
надпрофессиональных навыков (общения,
работы в команде, поведения в
конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания
обучающимся самого себя, своих
мотивов, устремлений, склонностей как
условий для формирования уверенности в
себе, способности адекватно оценивать
свои силы и возможности.
Основная цель: интеллектуальное и
общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых
познавательных, культурных,
оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование
ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного
будущего, и к культуре в целом, как к
духовному богатству общества,
сохраняющему национальную
самобытность народов России.
Основные направления деятельности:
занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных
предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением
регионального компонента образования
или особыми этнокультурными
интересами участников образовательных
отношений;
дополнительные занятия для школьников,
испытывающих затруднения в освоении
учебной программы или трудности в
освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
5
5. Занятия,
направленные
на удовлетворение
интересов
и потребностей
обучающихся
в творческом
и физическом
развитии, помощь
в самореализации,
раскрытии
и развитии
способностей
и талантов
2
ограниченными возможностями здоровья
или испытывающими затруднения в
социальной коммуникации.
Основная цель: удовлетворение
интересов и потребностей
обучающихся в творческом и
физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов. Основные
задачи:
раскрытие творческих способностей
школьников, формирование у них
чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, формирование ценностного
отношения к культуре;
физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли,
ответственности, формирование
установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им
любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности,
формирование навыков
самообслуживающего труда. Основные
организационные формы:
занятия школьников в различных
творческих объединениях
(музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных
кружках или кружках художественного
творчества, журналистских,
поэтических или писательских клубах и
т.п.);
занятия школьников в спортивных
объединениях (секциях и клубах,
организация спортивных турниров и
соревнований);
занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой
направленности (экскурсии, развитие
школьных музеев);
занятия по Программе развития
социальной активности обучающихся
начальных классов "Орлята России".
6
6. Занятия,
направленные
на удовлетворение
социальных
интересов
и потребностей
обучающихся,
на педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно
с обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
2
Основная цель: развитие важных для
жизни подрастающего человека
социальных умений - заботиться о
других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать
и подчиняться, брать на себя
инициативу и нести ответственность,
отстаивать свою точку зрения и
принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение
психологического благополучия
обучающихся в образовательном
пространстве школы, создание условий
для развития ответственности за
формирование макро и микро
коммуникаций, складывающихся в
образовательной организации,
понимания зон личного влияния на
уклад школьной жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое сопровождение
деятельности Российского движения
школьников и Юнармейских отрядов;
волонтерских, трудовых, экологических
отрядов, создаваемых для социально
ориентированной работы;
выборного Совета обучающихся,
создаваемого для учета мнения
школьников по вопросам управления
образовательной организацией;
Совета старост, объединяющего
старост классов для облегчения
распространения значимой для
школьников информации и получения
обратной связи от классных
коллективов;
постоянно действующего школьного
актива, инициирующего и
организующего проведение личностно
значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов);
творческих советов, отвечающих за
проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров,
акций;
созданной из наиболее авторитетных
старшеклассников группы по
урегулированию конфликтных
ситуаций в школе и т.п.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33
7
учебные недели, во 2 – 4 классах – на 34 учебные недели.
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или
ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие)
того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития
личности ребёнка. Все виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени
начального, основного и среднего общего образования строго ориентированы на
воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность НОО (1-4 классы) на 2025-2026 уч.год
Направление
классы /параллель
1 класс
2 класс
3 класс
Информационно1
1
1
просветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
(Разговоры о важном)
Занятия
1
1
1
по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
1
1
1
удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся
(Россия – мои горизонты)
Занятия, связанные с реализацией
3
3
3
особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей
обучающихся
Занятия, направленные на
2
2
2
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся
в творческом и физическом
развитии, помощь в самореализации,
раскрытии и развитии способностей и
талантов
Занятия, направленные на
2
2
2
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности
социально ориентированных
ученических сообществ, детских
общественных объединений,
органов ученического
самоуправления, на организацию
совместно с обучающимися
4 класс
1
1
1
3
2
2
8
комплекса мероприятий
воспитательной направленности
Итого
10
10
10
10
9