Пояснительная записка
Учебный план МАОУ СОШ №30 г. Березники, реализующей основную
образовательную программу среднего общего образования, отражает организационнопедагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной
образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ФКГОС,
организации образовательной деятельности, а также учебный план определяет состав и объем
учебных предметов, курсов и их распределение по классам (годам) обучения.
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не
установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации
обучающихся (п. 22 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Целью учебного плана Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №30» является обеспечение стабильного функционирования
внутришкольной системы образования в соответствии с ее целями, задачами, структурой и
ориентацией на Программу развития школы.
Учебный план МАОУ СОШ №30 на 2025-2026 учебный год сформирован в
соответствии с нормативными документами, с учетом основной образовательной программы
среднего общего образования, обеспечивающей достижение обучающимися результатов
освоения
основных
образовательных
программ,
установленных
федеральными
государственными образовательными стандартами
В 2025-2026 учебном году разработка основной образовательной программы среднего
общего образования (далее — ООП СОО) осуществляется в соответствии со следующими
основными федеральными нормативными и методическими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Минпросвещения России «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред.
Приказа Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732)
3. Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
6. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».
7. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
8. Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
9. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации,
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении
Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов
освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность».
10.
Приказ Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в
Минюсте России 29.08.2022 N 69822).
11.
Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по введению федеральных
основных общеобразовательных программ»).
12.
Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023 № 03-68 «О направлении
информации» (вместе с «Информацией о введении федеральных основных
общеобразовательных программ»).
13.
Письмо Минпросвещения России от 17.11.2022 № 03-1889 «О направлении
информации» (вместе с «Информационно-разъяснительным письмом об основных
изменениях, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, и организации работы по его введению»).
14.
Приказа Министерства просвещения РФ от 19.03.2024 № 171 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования,
основного общего образования и среднего общего образования»;
15.
Федеральной
образовательной программы среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371;
16.
Универсальные кодификаторы распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего
образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в
федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, подготовленные
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт
педагогических измерений» и размещенные на сайте https://fipi.ru/metodicheskayakopilka/univers-kodifikatory-oko.
Устава МАОУ СОШ №30;
Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ
СОШ №30.
Учебный план школы - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень
учебных предметов, курсов и общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, отводимой на их освоение и организацию, распределяет учебные
предметы, курсы по классам и учебным годам, обеспечивает реализацию образовательных
программ¸ гарантирует выпускникам МАОУ СОШ №30 необходимый минимум знаний,
умений и навыков, обеспечивающих возможность дальнейшего продолжения образования.
Учебный план общеобразовательной организации на 2025/2026 учебный год
обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 1.2.3685-21, и предусматривает двухлетний нормативный срок
освоения образовательных программ среднего общего образования для X-XI классов.
Учебный год в образовательной организации начинается 01.09.2025 года.
Учебный план определяет нормативный срок освоения основной образовательной
программы среднего общего образования - 2 года; 68 учебных недель: 34 недели – 10 класс, 34
недели – 11 класс; количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося - не менее
2170 часов и не более 2590 часов.
Таким образом, количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного
плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной
образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21 и составляет:
Классы
X
XI
Максимальная
нагрузка
37
37
(в часах)
Учебный год в 10-11 классах делится на полугодия, по итогам которых выставляются
отметки за текущее освоение образовательных программ.
Для профилактики переутомления предусмотрено равномерное распределение
периодов учебного времени и каникул.
Обучение осуществляется в одну смену. Начало занятий 1-й смены в 08 часов 00 минут.
Учебный план ОО предусматривает работу классов по шестидневной рабочей неделе в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной
недели.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий и курсов по
выбору.
Продолжительность урока в 10-11 классах составляет 40 минут. Продолжительность
перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут.
Общий объем нагрузки в течение дня не превышает:
для учащихся 10-11-х классов - не более 7 уроков.
Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его
выполнение, не превышающие (в астрономических часах) в 10-11-х класса – 3,5 часа.
Классы-комплекты сохраняются как юридическая форма организации учащихся. Для
обучения старшеклассники объединяются в группы по отдельным предметам согласно
выбранному уровню обучения – углубленному или базовому и количеству учебных часов.
Отдельные кратковременные учебные группы формируются для обучения на элективных
курсах, дополнительных учебных предметах, для осуществления исследовательской и
проектной деятельности.
Старшеклассники находятся как в постоянных, так и сменных ученических
коллективах. Количество учащихся в каждой учебной группе определяется исходя из ИУП
учащихся, педагогической целесообразности, материально-технических условий, финансовоэкономических нормативов и возможностей школы.
Учебный план школы направлен на дифференциацию и индивидуализацию обучения,
реализацию познавательных и личностных потребностей учащихся, позволяет осуществить
изучение предметов на базовом и углубленном уровне. Учебный план школы реализуется в
форме индивидуальных учебных планов учащихся. Индивидуальный учебный план – учебный
план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»).
ИУП формируется в соответствии с профилем обучения на основе профессиональных
интересов обучающегося и его намерениями в отношении продолжения образования. Порядок
определения, утверждения и изменения индивидуальных учебных планов регламентируется в
локальном нормативном акте школы – «Положении об обучении по индивидуальному
учебному плану».
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том
числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в
порядке, установленном локальными нормативными актами; выбор факультативных
(необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном
порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой
(после получения основного общего образования); изучение наряду с учебными предметами,
курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых
других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также
реализуемых в сетевой форме учебных предметов, курсов (модулей).
1) Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны
содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика,
иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание,
география, физическая культура, основы безопасности и защиты Родины) и предусматривать
изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю
обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
2) В учебном плане предусматривается обязательное выполнение обучающимися
индивидуального проекта. Индивидуальный проект выполняется обучающимся
самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности:
познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в 10 классе в рамках
учебного времени, специально отведенного учебным планом.
3) В учебный план в обязательном порядке включаются предметы по выбору: элективные
(избираемые в обязательном порядке) учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из
перечня, предлагаемого школой.
4) Количество часов, отведенных на усвоение обучающимися учебного плана школы,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, соответствует нормам, установленным СП 2.4.3648-21. Организация профильного
обучения в X-XI классах не приводит к увеличению образовательной нагрузки. Учебный план
определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170
часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). Учебный план СОО школы
соответствует установленным рамкам.
5) Выбору профиля учащимися предшествует профориентационная работа. На стадии
формирования индивидуального учебного плана участники образовательных отношений
вступают во взаимодействие с целью выбора профиля образования: заполняют «Карту
интересов» А.Е. Голомштока, а также выбирают предметы, которые хотели бы изучать на
профильном уровне. По итогам изучения потребностей обучающихся и их родителей
(законных представителей), а также результатам анкетирования учащиеся распределяются по
профилям.
6) Освоение образовательной программы среднего общего образования сопровождается
промежуточной аттестацией обучающихся. Порядок проведения промежуточной аттестации
регулируется «Положением о периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной
успеваемости обучающихся МАОУ СОШ №30 г. Березники Пермского края».
Государственная итоговая аттестация обучающихся 11 классов школы осуществляется в
соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации образовательных
учреждений РФ, утвержденным Министерством образования и науки РФ. Обучающиеся, не
освоившие образовательную программу учебного года в 10 или 11 классе и имеющие
неудовлетворительные годовые отметки, к итоговой аттестации не допускаются.
В школе реализуются учебные планы нескольких профилей:
- социально-экономический,
- технологический.
Профиль является способом введения обучающихся в ту или иную общественнопроизводственную практику; это комплексное понятие, не ограниченное ни рамками учебного
плана, ни заданным набором учебных предметов, изучаемых на базовом или углубленном
уровне, ни образовательным пространством школы. Учебный план профиля строится с
ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого
продолжения образования обучающихся, для чего необходимо изучить намерения и
предпочтения обучающихся и их родителей (законных представителей).
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и
информационную сферы деятельности, поэтому в данном профиле для изучения на
углубленном уровне выбираются учебные предметы и элективные курсы преимущественно из
предметных областей «Математика и информатика» и «Естественные науки».
Учебный план технологического (информационно-технологического) профиля
(с углубленным изучением математики и информатики)
на 2024-2026 уч.г. (11 кл)
Предметная область
Учебный предмет
За 2 года
Количество
часов в неделю
10а
11а
Обязательная часть
Русский язык
2
2
136
Русский язык и литература
Литература
3
3
204
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
204
Математика и информатика
Алгебра (углубленный
4
4
272
уровень)
Геометрия (углубленный
3
3
204
уровень)
Вероятность и статистика
1
1
68
(углубленный уровень)
Информатика (углубленный
4
4
272
уровень)
Общественно-научные
История
2
2
136
предметы
Обществознание
2
2
136
География
1
1
68
Физика
2
2
136
Естественно-научные
предметы
Химия
1
1
68
Биология
1
1
68
Физическая культура
Физическая культура
3
3
204
Основы безопасности и
Основы безопасности и
1
1
68
защиты Родины
защиты Родины
----Индивидуальный проект
1
0
34
Итого
34
33
2278
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Астрономия
0
1
34
Индивидуальный проект
1
0
34
Теория и практика анализа художественного текста
1
2
102
Методы решения физических задач
1
1
68
Итого
3
4
238
ИТОГО недельная нагрузка
37
37
Количество учебных недель
34
34
68
Всего часов в год
1258
1258
2516
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с
социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, с такими
сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и
другими. В данном профиле для изучения на углубленном уровне выбираются учебные
предметы преимущественно из предметных областей «Математика и информатика»,
«Общественно-научные предметы».
Учебный план социально-экономического профиля
(с углубленным изучением математики, обществознания и географии)
на 2024-2026 уч.г. (11 кл)
Предметная область
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Учебный предмет
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра (углубленный
уровень)
Геометрия (углубленный
уровень)
Вероятность и статистика
(углубленный уровень)
Информатика
История
Обществознание
(углубленный уровень)
География (углубленный
уровень)
Физика
Химия
Биология
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
Индивидуальный проект
Количество часов
в неделю
10а
11а
За 2
года
2
3
3
4
2
3
3
4
136
204
204
272
3
3
204
1
1
68
1
2
4
1
2
4
68
136
272
3
3
204
2
1
1
3
1
2
1
1
3
1
136
68
68
204
68
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
----1
0
Итого
35
34
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Индивидуальный проект
1
0
Теория и практика анализа художественного текста
1
2
Конституционное право
0
1
Итого
2
3
ИТОГО недельная нагрузка
37
37
Количество учебных недель
34
34
Всего часов в год
1258
1258
34
2346
34
102
34
170
68
2516
Учебный план технологического (информационно-технологического) профиля
(с углубленным изучением математики и информатики)
на 2025-2027 уч.г. (10 кл)
Предметная область
Учебный предмет
Количество
За 2 года
часов в неделю
10а
11а
Обязательная часть
Русский язык
2
2
136
Русский язык и литература
Литература
3
3
204
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
204
Математика и информатика
Алгебра (углубленный
4
4
272
уровень)
Геометрия (углубленный
3
3
204
уровень)
Вероятность и статистика
1
1
68
(углубленный уровень)
Информатика (углубленный
4
4
272
уровень)
Общественно-научные
История
2
2
136
предметы
Обществознание
2
2
136
География
1
1
68
Физика
2
2
136
Естественно-научные
предметы
Химия
1
1
68
Биология
1
1
68
Физическая культура
3
3
204
Физическая культура и
основы безопасности
Основы безопасности и
1
1
68
жизнедеятельности
защиты Родины
----Индивидуальный проект
1
0
34
Итого
34
33
2278
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Астрономия
0
1
34
Индивидуальный проект
1
0
34
Теория и практика анализа художественного текста
1
2
102
Методы решения физических задач
1
1
68
Итого
3
4
238
ИТОГО недельная нагрузка
37
37
Количество учебных недель
34
34
68
Всего часов в год
1258
1258
2516
Учебный план социально-экономического профиля
(с углубленным изучением математики, обществознания и географии)
на 2025-2027 уч.г. (10 кл)
Предметная область
Русский язык и литература
Иностранные языки
Математика и информатика
Общественно-научные
предметы
Естественно-научные
предметы
Учебный предмет
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра (углубленный
уровень)
Геометрия (углубленный
уровень)
Вероятность и статистика
(углубленный уровень)
Информатика
История
Обществознание
(углубленный уровень)
География (углубленный
уровень)
Физика
Химия
Биология
Физическая культура
Основы безопасности и
защиты Родины
Индивидуальный проект
Количество часов
в неделю
10а
11а
За 2
года
2
3
3
4
2
3
3
4
136
204
204
272
3
3
204
1
1
68
1
2
4
1
2
4
68
136
272
3
3
204
2
1
1
3
1
2
1
1
3
1
136
68
68
204
68
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
----1
0
Итого
35
34
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование учебного курса
Индивидуальный проект
1
0
Теория и практика анализа художественного текста
1
2
Конституционное право
0
1
Итого
2
3
ИТОГО недельная нагрузка
37
37
Количество учебных недель
34
34
Всего часов в год
1258
1258
34
2346
34
102
34
170
68
2516
Формы промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой.
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия
знаний учеников требованиям государственных образовательных программ, глубины и
прочности полученных знаний, их практическому применению.
Промежуточная аттестация проводится в 10-11 классах в конце учебного года без
прекращения образовательного процесса в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся и решением Педагогического совета школы с выбором форм проведения
промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах: итоговая
контрольная работа, переводные письменные и устные экзамены, собеседование, итоговый
опрос, тестирование, защита рефератов и творческих работ, защита проектов и другие формы.
Для обучающихся по индивидуальному плану на дому, выезжающих на Российские
международные учебно-тренировочные сборы, олимпиады, спортивные соревнования и иные
подобные мероприятия, формой проведения промежуточной аттестации может быть итоговая
отметка, выставленная как средне-арифметическая по результатам текущего контроля
(четвертные, полугодовые отметки).
Промежуточная аттестация обучающихся в 2025-2026 учебном году
Класс Предмет
Форма промежуточной аттестации
Русский язык
Итоговый тест
Литература
Итоговый тест
Иностранный язык
Итоговый тест
Алгебра и начала анализа
Контрольная работа
Геометрия
Контрольная работа
Информатика
Итоговый тест
История
Итоговый тест
10 кл
Обществознание
Итоговый тест
Экономика
Итоговый тест
Право
Итоговый тест
География
Итоговый тест
Биология
Итоговый тест
ОБЗР
Итоговый тест
Физическая культура
Сдача нормативов
Русский язык
Итоговый тест
Литература
Итоговый тест
Иностранный язык
Итоговый тест
Алгебра и начала анализа
Контрольная работа
Геометрия
Контрольная работа
Информатика
Итоговый тест
История
Итоговый тест
Итоговый тест
11 кл Обществознание
Экономика
Итоговый тест
Право
Итоговый тест
География
Итоговый тест
Биология
Итоговый тест
ОБЗР
Итоговый тест
Физическая культура
Сдача нормативов
Астрономия
Итоговый тест
Периодичность: 1 раз в год в конце учебного года.
Освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования
завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Государственная итоговая
аттестация выпускников 9-х и 11-х классов школы осуществляется в соответствии с
Положением «О государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных
учреждений», утверждаемым Министерством образования и науки РФ и Пермского края.