АЗБУКА ТЕАТРА -1-4 2024-2025

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования г.Березники

МАОУ СОШ № 30

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Азбука театра»
для обучающихся 1– 4 классов

Пояснительная записка
Актуальность программы
Обусловлена потребностью общества в развитии нравственных,
эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной
деятельности возможно формирование социально активной творческой
личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться
достижениями

отечественной

культуры

и

искусства,

способной

к

творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и
бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На
занятиях

дети

знакомятся

с

принципами

декоративной

обработки

используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол,
декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он
привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном
театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку,
кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще
привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей,
переносит их в совершенно особый,

увлекательный мир,

где

все

необыкновенно, все возможно.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются
эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие,
отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения,
дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый
спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их
поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть
непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор
детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с
товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и
рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки
отдельных персонажей и целые сцены.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление
детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили,
оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим
заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с
текстом, подтекстом.
Данная

рабочая

требованиями

программа

Федерального

составлена

в

государственного

соответствии

с

образовательного

стандарта начального общего образования, концепции духовно –
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка,
обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические
чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент
творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в
обществе, формируется духовность.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом
программы воспитания МАОУ СОШ № 30. Это позволяет на практике
соединить

обучающую

и

воспитательную

деятельность

педагога,

ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
1. в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
2. в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в
примерной программе воспитания;
3. в

интерактивных

обеспечивающих

их

вовлечённость

сверстниками деятельность.
Цель программы

формах
в

занятий

для

совместную

с

обучающихся,
педагогом

и

 воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного
театрального зрителя, обладающего художественным вкусом,
необходимыми знаниями, собственным мнением.
 помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с
людьми.
 эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости
детского творчества, сотрудничества.
 раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.
Задачи
1. Активизировать ассоциативное и образное мышление.
2. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со
сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со
своими действиями.
3. Воспитывать зрительскую культуру.
4. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение
к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
5. Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
6. Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
7. Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
8. Развивать

способность

анализировать

свои

поступки,

поступки

сверстников, героев художественной литературы.
9. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного
образа.
10. Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в
разных обстоятельствах, ситуациях.
11. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных
театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы,
тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», людикуклы).
12. Расширять представления детей об окружающей действительности.

13. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление,
воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку.
14. Учить действовать на сценической площадке естественно.
15. Учить

сравнивать,

группировать,

классифицировать,

понимать

значение обобщающих слов.
16. Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в
хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые
Программа кружка рассчитана на детей 6,5-10 лет в объеме на 4 года 135
часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 25-30 минут.
Количество учащихся в группе – до 29 человек.
Программа

предусматривает

использование

следующих

форм

проведения занятий:
1. игра

6. посещение спектакля

2. беседа

7. работа в малых группах

3. иллюстрирование

8. актёрский тренинг

4. мастерская

9. экскурсия

5. инсценирование
Содержание программы (1-4 класс, 135 часа)
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
 осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям
и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 включаться

в

диалог,

в

коллективное

обсуждение,

проявлять

инициативу и активность
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;

 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные УУД:
 готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
 сформированность мотивации к учению и познанию;
 ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности,

личностные

качества

Тематическое планирование программы
№

Колво час

Тема занятия

Деятельность на уроке

1 класс, 33 часа

Театральные подмостки.

1

Вводное занятие. Виды театра.

1

Знакомство детей с
историей театра.

2-3

Театр снаружи и внутри.

2

Знакомство с
понятиями « балкон»,
«ложа», «закулисье»,
«сцена», «партер»…

4

Художественная мастерская

1

Изображение здания
театра.

2

Знакомство с правилами
поведения в театре.
Понятия «зритель» и
«фанат».

2

Понятие о театральных
профессиях (актёр,
режиссёр, художник,
костюмер, гримёр,
осветитель…)

5

Беседа о
разновидностях кукол и
способах управлениями
ими.

1

Изображение
понравившейся
театральной куклы.

5-6

7-8

Зритель в театре.

Театральные профессии

9-13

Виды театральных кукол и
способы управления ими.

14

Художественная мастерская
театра.

15-16

Понятие «кукловод».

2

Ознакомление детей с
принципом управления
движениями куклы.

17-18

История одной куклы.

2

Просмотр фильма про

Буратино

19-20

Художественная мастерская
Папы Карло

2

Изображение героев
сказки «Буратино».
(Буратино, Мальвина,
черепаха Тортилла ,
Карабас-Барабас)

21-22

Творческая мастерская.

2

Изготовление простых
кукол-перчатки.

23

Просмотр видеофильма
кукольного театра.

1

Посещение или
просмотр театральной
постановки.

24-25

Театры разных стран.

2

Презентация о театрах.
Видеоролики.

26-27

Театры города Березники.

Знакомство с театрами
своего города.
1

Просмотр видео о
театрах. Презентация.

28

Художественная мастерская

1

Изображение
фантастического театра
кукол.

29

Театральная игра «Приходи
сказка»

1

Викторина по сказкам.

30-31

Литературный час « Сказка
приходит ночью»

2

Составление сказки,
которая приснилась
ночью. Оформление
альбома с помощью
рисунков.

32-33

Скороговорка. Конкурс чтецов.

2

Культура и техника
речи.

2 класс, 34 часа
Сцена и актёры.
1

Вводный урок.

1

Знакомство детей со
сценой театра.

2

Сказитель Оле Лукойе

1

Знакомство с
существом, которое

показывает детям сны.
3-6

7

Сцена и её виды.

Конкурс чтецов.

8-10

Виды театральных постановок

11-12

Знакомство с понятием
«ширма».

13-16

Знакомство с понятием
«декорация».

17

Первичные навыки работы с
ширмой.

18-21

Мастерская декорации

22-25

Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.

4

Знакомство с
разновидностями сцен.

1

Декламировать
скороговорки на
публику.

3

Знакомство с
театральными
постановками

2

Знакомство с понятием
«ширма». Обучение
работе над ширмой.

4

Знакомство с понятием
«декорация».
Ознакомление с
элементами
оформления спектакля
театра.

2

Понятие о плоскостных,
полуплоскостных и
объёмных декорациях.

4

Изготовление
плоскостных декораций
(деревья, дома и т.д.)

4

Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.

3

Репетиция и
инсценирование басни
Крылова «Ворона и
лисица» на сцене.

26-28

Театральная игра

29-31

Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.

3

Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.

32-34

Театральная игра. Подведение
итогов.

3

Репетиция и
инсценирование сказки
«Золотая рыбка» за

ширмой.
3 класс, 34 часа
Театр начинается с вешалки

1

2-4

Вводный урок. Мир театра с
наружи.

Касса и билеты.

1

Знакомство с
театральными буднями,
реквизитами.

3

Знакомство с
профессией «билетер»,
«кассир». Изготовление
и распространение
билетов на спектакль.

5-8

Афиша.

4

Знакомство,
планирование и
изготовление афиши.

9

Посещение театра кукол.

1

Посещение театральных
постановок в городе.

3

Изготовление
простейших плоских
кукол, для игры за
ширмой

3

Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.

3

Оформление спектакля:
изготовление
аксессуаров
оформления. Объёмные
декорации.

2

Репетиция и
инсценирование сказки
«Колобок» за ширмой.

10-12

Мастерская кукол. Бумажная
сказка.

13-15

Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.

16-18

19-20

Мастерская декораций.

Театральная игра

21-22

Театральный видеосалон .

2

Просмотр сказкиспектакля «Новогодние
приключения Маши и
Вити». Анализ
произведения.

23

Встреча с актёрами театра

1

Беседа с актёром о

24-25

кукол.

работе в театре.

Интонация

2

Знакомство и умение
использования
интонации при
передачи текста.

26

Театральный видеосалон

1

Просмотр музыкальной
сказки-спектакля «Волк
и семеро козлят».
Анализ произведения.

27-29

Мастерская кукол.
Пластилиновый мир.

4

Создание основ и
заготовок для кукол.

4

Изготовление
простейших объёмных
кукол, для игры за
ширмой

30-34

Мастерская кукол. Папье-маше.

4 класс, 34 часа

Весь мир — театр, а люди в нём актеры.

1

Кому - таланты, кому поклонники.

1

Вводный урок.
Знакомство с
творческой труппой.

2-3

Театр теней.

2

Пальчиковые игры.
Световое решение.

2

Знакомство с
театральными
композиторами и
музыкой к
постановкам..

2

Знакомство с
применением
дополнительных
средств для
озвучивания спектакля.

2

Просмотр сказкиспектакля «Красная
шапочка». Анализ
произведения.

4-5

6-7

8-9

Музыка и театр.

Звуки и шумы.

Театральный видеосалон .

10-11

Мастерская кукол. Лоскуток к
лоскутку.

12-14

Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.

15-16

Театральная игра.

17-18

Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.

2

Изготовление
простейших одежд для
объёмных кукол.

3

Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.

2

Репетиция и
инсценирование сказки
«Репка»

3

Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.

19-20

Театральная игра.

2

Репетиция и
инсценирование сказки
«Маша и медведь»

21-23

Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.

3

Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.

2

Репетиция и
инсценирование сказки
С.Я.Маршак «Дом,
который построил
Джек»

3

Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.

1

Репетиция и
инсценирование сказки
«Три поросёнка»

3

Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.
Репетиция и
инсценирование сказки
«В мире сказок»

24-25

Театральная игра.

26-28

Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.

29-30

Театральная игра.

31-33

Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.

34

Творческий отчет. «Алло! Это
театр?»

1

Итого

135час

Литература


Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.



Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н.
Доронова. – М. : Просвещение, 1998.



Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.



Интернет источник



Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.



Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, миниспектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград :
Издательство «Учитель», 2008.



Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск,
2000.



Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр –
творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.



Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. : Фолио,
2000.



Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М. :
АРКТИ, 1999.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».