МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования г.Березники МАОУ СОШ № 30 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука театра» для обучающихся 1– 4 классов Пояснительная записка Актуальность программы Обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры». Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно. Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом. Данная рабочая требованиями программа Федерального составлена в государственного соответствии с образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом программы воспитания МАОУ СОШ № 30. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: 1. в выделении в цели программы ценностных приоритетов; 2. в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания; 3. в интерактивных обеспечивающих их вовлечённость сверстниками деятельность. Цель программы формах в занятий для совместную с обучающихся, педагогом и воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с людьми. эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. раскрытие и развитие потенциальных способностей детей. Задачи 1. Активизировать ассоциативное и образное мышление. 2. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями. 3. Воспитывать зрительскую культуру. 4. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам. 5. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. 6. Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри. 7. Развивать и совершенствовать творческие способности детей. 8. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. 9. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. 10. Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях. 11. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», людикуклы). 12. Расширять представления детей об окружающей действительности. 13. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку. 14. Учить действовать на сценической площадке естественно. 15. Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов. 16. Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые Программа кружка рассчитана на детей 6,5-10 лет в объеме на 4 года 135 часов: 1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю) 2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю) 3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю) 4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю) Продолжительность занятия – 25-30 минут. Количество учащихся в группе – до 29 человек. Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий: 1. игра 6. посещение спектакля 2. беседа 7. работа в малых группах 3. иллюстрирование 8. актёрский тренинг 4. мастерская 9. экскурсия 5. инсценирование Содержание программы (1-4 класс, 135 часа) Личностные результаты. У учеников будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества Тематическое планирование программы № Колво час Тема занятия Деятельность на уроке 1 класс, 33 часа Театральные подмостки. 1 Вводное занятие. Виды театра. 1 Знакомство детей с историей театра. 2-3 Театр снаружи и внутри. 2 Знакомство с понятиями « балкон», «ложа», «закулисье», «сцена», «партер»… 4 Художественная мастерская 1 Изображение здания театра. 2 Знакомство с правилами поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». 2 Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель…) 5 Беседа о разновидностях кукол и способах управлениями ими. 1 Изображение понравившейся театральной куклы. 5-6 7-8 Зритель в театре. Театральные профессии 9-13 Виды театральных кукол и способы управления ими. 14 Художественная мастерская театра. 15-16 Понятие «кукловод». 2 Ознакомление детей с принципом управления движениями куклы. 17-18 История одной куклы. 2 Просмотр фильма про Буратино 19-20 Художественная мастерская Папы Карло 2 Изображение героев сказки «Буратино». (Буратино, Мальвина, черепаха Тортилла , Карабас-Барабас) 21-22 Творческая мастерская. 2 Изготовление простых кукол-перчатки. 23 Просмотр видеофильма кукольного театра. 1 Посещение или просмотр театральной постановки. 24-25 Театры разных стран. 2 Презентация о театрах. Видеоролики. 26-27 Театры города Березники. Знакомство с театрами своего города. 1 Просмотр видео о театрах. Презентация. 28 Художественная мастерская 1 Изображение фантастического театра кукол. 29 Театральная игра «Приходи сказка» 1 Викторина по сказкам. 30-31 Литературный час « Сказка приходит ночью» 2 Составление сказки, которая приснилась ночью. Оформление альбома с помощью рисунков. 32-33 Скороговорка. Конкурс чтецов. 2 Культура и техника речи. 2 класс, 34 часа Сцена и актёры. 1 Вводный урок. 1 Знакомство детей со сценой театра. 2 Сказитель Оле Лукойе 1 Знакомство с существом, которое показывает детям сны. 3-6 7 Сцена и её виды. Конкурс чтецов. 8-10 Виды театральных постановок 11-12 Знакомство с понятием «ширма». 13-16 Знакомство с понятием «декорация». 17 Первичные навыки работы с ширмой. 18-21 Мастерская декорации 22-25 Чтение пьесы по ролям, анализ текста. 4 Знакомство с разновидностями сцен. 1 Декламировать скороговорки на публику. 3 Знакомство с театральными постановками 2 Знакомство с понятием «ширма». Обучение работе над ширмой. 4 Знакомство с понятием «декорация». Ознакомление с элементами оформления спектакля театра. 2 Понятие о плоскостных, полуплоскостных и объёмных декорациях. 4 Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.д.) 4 Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. 3 Репетиция и инсценирование басни Крылова «Ворона и лисица» на сцене. 26-28 Театральная игра 29-31 Чтение пьесы по ролям, анализ текста. 3 Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. 32-34 Театральная игра. Подведение итогов. 3 Репетиция и инсценирование сказки «Золотая рыбка» за ширмой. 3 класс, 34 часа Театр начинается с вешалки 1 2-4 Вводный урок. Мир театра с наружи. Касса и билеты. 1 Знакомство с театральными буднями, реквизитами. 3 Знакомство с профессией «билетер», «кассир». Изготовление и распространение билетов на спектакль. 5-8 Афиша. 4 Знакомство, планирование и изготовление афиши. 9 Посещение театра кукол. 1 Посещение театральных постановок в городе. 3 Изготовление простейших плоских кукол, для игры за ширмой 3 Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. 3 Оформление спектакля: изготовление аксессуаров оформления. Объёмные декорации. 2 Репетиция и инсценирование сказки «Колобок» за ширмой. 10-12 Мастерская кукол. Бумажная сказка. 13-15 Чтение пьесы по ролям, анализ текста. 16-18 19-20 Мастерская декораций. Театральная игра 21-22 Театральный видеосалон . 2 Просмотр сказкиспектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения. 23 Встреча с актёрами театра 1 Беседа с актёром о 24-25 кукол. работе в театре. Интонация 2 Знакомство и умение использования интонации при передачи текста. 26 Театральный видеосалон 1 Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят». Анализ произведения. 27-29 Мастерская кукол. Пластилиновый мир. 4 Создание основ и заготовок для кукол. 4 Изготовление простейших объёмных кукол, для игры за ширмой 30-34 Мастерская кукол. Папье-маше. 4 класс, 34 часа Весь мир — театр, а люди в нём актеры. 1 Кому - таланты, кому поклонники. 1 Вводный урок. Знакомство с творческой труппой. 2-3 Театр теней. 2 Пальчиковые игры. Световое решение. 2 Знакомство с театральными композиторами и музыкой к постановкам.. 2 Знакомство с применением дополнительных средств для озвучивания спектакля. 2 Просмотр сказкиспектакля «Красная шапочка». Анализ произведения. 4-5 6-7 8-9 Музыка и театр. Звуки и шумы. Театральный видеосалон . 10-11 Мастерская кукол. Лоскуток к лоскутку. 12-14 Чтение пьесы по ролям, анализ текста. 15-16 Театральная игра. 17-18 Чтение пьесы по ролям, анализ текста. 2 Изготовление простейших одежд для объёмных кукол. 3 Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. 2 Репетиция и инсценирование сказки «Репка» 3 Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. 19-20 Театральная игра. 2 Репетиция и инсценирование сказки «Маша и медведь» 21-23 Чтение пьесы по ролям, анализ текста. 3 Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. 2 Репетиция и инсценирование сказки С.Я.Маршак «Дом, который построил Джек» 3 Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. 1 Репетиция и инсценирование сказки «Три поросёнка» 3 Распределение и пробы ролей . Разучивание ролей. Репетиция и инсценирование сказки «В мире сказок» 24-25 Театральная игра. 26-28 Чтение пьесы по ролям, анализ текста. 29-30 Театральная игра. 31-33 Чтение пьесы по ролям, анализ текста. 34 Творческий отчет. «Алло! Это театр?» 1 Итого 135час Литература Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1998. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001. Интернет источник Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997. Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, миниспектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008. Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск, 2000. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. : Фолио, 2000. Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М. : АРКТИ, 1999.