МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования г.Березники
МАОУ СОШ № 30
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука театра»
для обучающихся 1– 4 классов
Пояснительная записка
Актуальность программы
Обусловлена потребностью общества в развитии нравственных,
эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной
деятельности возможно формирование социально активной творческой
личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться
достижениями
отечественной
культуры
и
искусства,
способной
к
творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и
бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На
занятиях
дети
знакомятся
с
принципами
декоративной
обработки
используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол,
декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он
привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном
театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку,
кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще
привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей,
переносит их в совершенно особый,
увлекательный мир,
где
все
необыкновенно, все возможно.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются
эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие,
отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения,
дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый
спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их
поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть
непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор
детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с
товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и
рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.
Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки
отдельных персонажей и целые сцены.
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление
детей о достоверности в театре. Играть так, чтобы тебе поверили,
оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим
заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с
текстом, подтекстом.
Данная
рабочая
требованиями
программа
Федерального
составлена
в
государственного
соответствии
с
образовательного
стандарта начального общего образования, концепции духовно –
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка,
обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические
чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент
творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в
обществе, формируется духовность.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом
программы воспитания МАОУ СОШ № 30. Это позволяет на практике
соединить
обучающую
и
воспитательную
деятельность
педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
1. в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
2. в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в
примерной программе воспитания;
3. в
интерактивных
обеспечивающих
их
вовлечённость
сверстниками деятельность.
Цель программы
формах
в
занятий
для
совместную
с
обучающихся,
педагогом
и
воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного
театрального зрителя, обладающего художественным вкусом,
необходимыми знаниями, собственным мнением.
помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении с
людьми.
эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости
детского творчества, сотрудничества.
раскрытие и развитие потенциальных способностей детей.
Задачи
1. Активизировать ассоциативное и образное мышление.
2. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со
сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со
своими действиями.
3. Воспитывать зрительскую культуру.
4. Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение
к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
5. Поддерживать стремление детей к самостоятельности.
6. Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
7. Развивать и совершенствовать творческие способности детей.
8. Развивать
способность
анализировать
свои
поступки,
поступки
сверстников, героев художественной литературы.
9. Развивать творческую самостоятельность в создании художественного
образа.
10. Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в
разных обстоятельствах, ситуациях.
11. Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных
театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы,
тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», людикуклы).
12. Расширять представления детей об окружающей действительности.
13. Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление,
воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку.
14. Учить действовать на сценической площадке естественно.
15. Учить
сравнивать,
группировать,
классифицировать,
понимать
значение обобщающих слов.
16. Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в
хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые
Программа кружка рассчитана на детей 6,5-10 лет в объеме на 4 года 135
часов:
1 класс - 33 ч (1 занятие в неделю)
2 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
3 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
4 класс - 34 ч (1 занятие в неделю)
Продолжительность занятия – 25-30 минут.
Количество учащихся в группе – до 29 человек.
Программа
предусматривает
использование
следующих
форм
проведения занятий:
1. игра
6. посещение спектакля
2. беседа
7. работа в малых группах
3. иллюстрирование
8. актёрский тренинг
4. мастерская
9. экскурсия
5. инсценирование
Содержание программы (1-4 класс, 135 часа)
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям
и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться
в
диалог,
в
коллективное
обсуждение,
проявлять
инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные УУД:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к учению и познанию;
ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности,
личностные
качества
Тематическое планирование программы
№
Колво час
Тема занятия
Деятельность на уроке
1 класс, 33 часа
Театральные подмостки.
1
Вводное занятие. Виды театра.
1
Знакомство детей с
историей театра.
2-3
Театр снаружи и внутри.
2
Знакомство с
понятиями « балкон»,
«ложа», «закулисье»,
«сцена», «партер»…
4
Художественная мастерская
1
Изображение здания
театра.
2
Знакомство с правилами
поведения в театре.
Понятия «зритель» и
«фанат».
2
Понятие о театральных
профессиях (актёр,
режиссёр, художник,
костюмер, гримёр,
осветитель…)
5
Беседа о
разновидностях кукол и
способах управлениями
ими.
1
Изображение
понравившейся
театральной куклы.
5-6
7-8
Зритель в театре.
Театральные профессии
9-13
Виды театральных кукол и
способы управления ими.
14
Художественная мастерская
театра.
15-16
Понятие «кукловод».
2
Ознакомление детей с
принципом управления
движениями куклы.
17-18
История одной куклы.
2
Просмотр фильма про
Буратино
19-20
Художественная мастерская
Папы Карло
2
Изображение героев
сказки «Буратино».
(Буратино, Мальвина,
черепаха Тортилла ,
Карабас-Барабас)
21-22
Творческая мастерская.
2
Изготовление простых
кукол-перчатки.
23
Просмотр видеофильма
кукольного театра.
1
Посещение или
просмотр театральной
постановки.
24-25
Театры разных стран.
2
Презентация о театрах.
Видеоролики.
26-27
Театры города Березники.
Знакомство с театрами
своего города.
1
Просмотр видео о
театрах. Презентация.
28
Художественная мастерская
1
Изображение
фантастического театра
кукол.
29
Театральная игра «Приходи
сказка»
1
Викторина по сказкам.
30-31
Литературный час « Сказка
приходит ночью»
2
Составление сказки,
которая приснилась
ночью. Оформление
альбома с помощью
рисунков.
32-33
Скороговорка. Конкурс чтецов.
2
Культура и техника
речи.
2 класс, 34 часа
Сцена и актёры.
1
Вводный урок.
1
Знакомство детей со
сценой театра.
2
Сказитель Оле Лукойе
1
Знакомство с
существом, которое
показывает детям сны.
3-6
7
Сцена и её виды.
Конкурс чтецов.
8-10
Виды театральных постановок
11-12
Знакомство с понятием
«ширма».
13-16
Знакомство с понятием
«декорация».
17
Первичные навыки работы с
ширмой.
18-21
Мастерская декорации
22-25
Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.
4
Знакомство с
разновидностями сцен.
1
Декламировать
скороговорки на
публику.
3
Знакомство с
театральными
постановками
2
Знакомство с понятием
«ширма». Обучение
работе над ширмой.
4
Знакомство с понятием
«декорация».
Ознакомление с
элементами
оформления спектакля
театра.
2
Понятие о плоскостных,
полуплоскостных и
объёмных декорациях.
4
Изготовление
плоскостных декораций
(деревья, дома и т.д.)
4
Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.
3
Репетиция и
инсценирование басни
Крылова «Ворона и
лисица» на сцене.
26-28
Театральная игра
29-31
Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.
3
Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.
32-34
Театральная игра. Подведение
итогов.
3
Репетиция и
инсценирование сказки
«Золотая рыбка» за
ширмой.
3 класс, 34 часа
Театр начинается с вешалки
1
2-4
Вводный урок. Мир театра с
наружи.
Касса и билеты.
1
Знакомство с
театральными буднями,
реквизитами.
3
Знакомство с
профессией «билетер»,
«кассир». Изготовление
и распространение
билетов на спектакль.
5-8
Афиша.
4
Знакомство,
планирование и
изготовление афиши.
9
Посещение театра кукол.
1
Посещение театральных
постановок в городе.
3
Изготовление
простейших плоских
кукол, для игры за
ширмой
3
Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.
3
Оформление спектакля:
изготовление
аксессуаров
оформления. Объёмные
декорации.
2
Репетиция и
инсценирование сказки
«Колобок» за ширмой.
10-12
Мастерская кукол. Бумажная
сказка.
13-15
Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.
16-18
19-20
Мастерская декораций.
Театральная игра
21-22
Театральный видеосалон .
2
Просмотр сказкиспектакля «Новогодние
приключения Маши и
Вити». Анализ
произведения.
23
Встреча с актёрами театра
1
Беседа с актёром о
24-25
кукол.
работе в театре.
Интонация
2
Знакомство и умение
использования
интонации при
передачи текста.
26
Театральный видеосалон
1
Просмотр музыкальной
сказки-спектакля «Волк
и семеро козлят».
Анализ произведения.
27-29
Мастерская кукол.
Пластилиновый мир.
4
Создание основ и
заготовок для кукол.
4
Изготовление
простейших объёмных
кукол, для игры за
ширмой
30-34
Мастерская кукол. Папье-маше.
4 класс, 34 часа
Весь мир — театр, а люди в нём актеры.
1
Кому - таланты, кому поклонники.
1
Вводный урок.
Знакомство с
творческой труппой.
2-3
Театр теней.
2
Пальчиковые игры.
Световое решение.
2
Знакомство с
театральными
композиторами и
музыкой к
постановкам..
2
Знакомство с
применением
дополнительных
средств для
озвучивания спектакля.
2
Просмотр сказкиспектакля «Красная
шапочка». Анализ
произведения.
4-5
6-7
8-9
Музыка и театр.
Звуки и шумы.
Театральный видеосалон .
10-11
Мастерская кукол. Лоскуток к
лоскутку.
12-14
Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.
15-16
Театральная игра.
17-18
Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.
2
Изготовление
простейших одежд для
объёмных кукол.
3
Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.
2
Репетиция и
инсценирование сказки
«Репка»
3
Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.
19-20
Театральная игра.
2
Репетиция и
инсценирование сказки
«Маша и медведь»
21-23
Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.
3
Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.
2
Репетиция и
инсценирование сказки
С.Я.Маршак «Дом,
который построил
Джек»
3
Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.
1
Репетиция и
инсценирование сказки
«Три поросёнка»
3
Распределение и пробы
ролей . Разучивание
ролей.
Репетиция и
инсценирование сказки
«В мире сказок»
24-25
Театральная игра.
26-28
Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.
29-30
Театральная игра.
31-33
Чтение пьесы по ролям, анализ
текста.
34
Творческий отчет. «Алло! Это
театр?»
1
Итого
135час
Литература
Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.
Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н.
Доронова. – М. : Просвещение, 1998.
Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М. : ТЦ «Сфера», 2001.
Интернет источник
Кард, В. Сказки из пластилина / В. Кард, С. Петров. – СПб, 1997.
Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, миниспектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград :
Издательство «Учитель», 2008.
Парулина, О.В. Мир игрушек и поделок / О.В. Парулина. – Смоленск,
2000.
Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр : программа «Театр –
творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002.
Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М. : Фолио,
2000.
Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М. :
АРКТИ, 1999.