9 кл. биологическая жизнь

Общие сведения о животном мире
Вид и его критерии
Ритмичная деятельность организма
Популяционная структура вида
Структура популяции
Учения Дарвина об эволюции видов
Адаптация организмов к условиям среды
Вид и его критерии
Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей
Высшие споровые растения.
Голосеменные
Покрытосеменные, или Цветковые. Строение семян
Виды корней. Видоизменения корней.
Побег и почки. Строение стебля. Видоизменения побегов.Л.р.№2 Изучение видоизмененных
побегов (луковица, корневище, клубень).
Внешнее и клеточное строение листа.
Цветок, соцветия, плоды. Изучение органов цветкового растения.
Размножение покрытосеменных растений.
Классификация покрытосеменных. Изучение строения семян однодольных и двудольных
растений.
Класс. Двудольные.
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Класс Однодольные. Контрольная работа «Покрытосеменные.»

Влияние наркотиков на организм человека
Простейшие. Изучение многообразия одноклеточных животных.
Тип Кишечнополостные.
Тип Плоские черви. Тип Круглые черви, тип Кольчатые черви. Изучение внешнего
строения дождевого червя.
Тип Моллюски.

Изучение внешнего строения моллюсков.

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные

Тип Членистоногие. Класс Насекомые
сада и огорода.

.Изучение коллекций насекомых — вредителей

Современая эволюционная теория
Тип Хордовые.
Класс Рыбы. . Описание видового состава рыб местных водоемов.
Класс Земноводные.
Класс Пресмыкающиеся
Класс Птицы.

. Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова

Класс Млекопитающие
Обобщение по теме: Многообразие животного мира.
Контрольная работа по теме: Многообразие животного мира.
Речь
Этапы эволюции органического мира.
Память
Экосистема. Экологические факторы.
Искусственные экосистемы.
Эмоции
Чувство любви -основа брака и семьи
Биоценоз
Конкуренция-основа поддержания
Неконкуретные взаимоотношения между видами
Разнообразие видов в природе- результат эволюции.
Организация и разнообразие экосистем.
Круговорот веществ и поток энергии.
Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши.
Разнообразие и ценность естественных, водных экосистем.
Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы.

Развитие и смена сообществ и экосистем.
Агроценоз. Агроэкосистема.
Биологическое разнообразие и пути его сохранения.
Ареал
Биосфера и границы
Среды жизни . Биосфера и её границы.
Живое вещество биосферы и его функции.
Средообразующая деятельность живого вещества.
Круговорот веществ- основа целостности биосферы.
Биосфера и здоровье человека.
Биология в жизни человека
Фотопериодизм
Микроклимат
«Строение семян двудольных и однодольных растений»

Виды корней и типы корневых систем. «Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски»
Видоизменения корней
Побег и почки. «Строение почек. Расположение почек на стебле»
Строение стебля. «Внутреннее строение ветки дерева»
Внешнее строение листа
Клеточное строение листа. «Строение кожицы листа. Листья простые и сложные, их
жилкование и листорасположение»

Видоизменение побегов. «Строение клубня, корневища, луковицы»
Строение и разнообразие цветков. «Строение цветка»
«Соцветия»

«Классификация плодов»
Размножение покрытосеменных растений. Опыление
Размножение покрытосеменных растений. Оплодотворение
Классификация покрытосеменных
Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные
Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Сложноцветные и Мотыльковые. «Семейства
Двудольных»
Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки.
«Строение пшеницы»

Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в
неделю) и составлена на основе:
- рабочих программ по биологии; Предметная линия учебников «Сферы» 5-9 классы.
Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева. Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2013
Программа по биологии для основной школы составлена на основе примерной
программы по биологии, авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко
«Биология» по линии УМК «Сферы» В программе учтены идеи и положения Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
На этапе основного общего среднего образования происходит включение
обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют
такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же
относятся приемы, сходные с определением понятий:
описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация,
наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и
заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию
познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Учитывая
вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на
предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в
тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения
конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в
процессе освоения предметного содержания.
Таким образом, в программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне
целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных
результатов (требований); на уровне учебных действий.
Цели и задачи: биологического образования в основной школе формулируются на
нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне
требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей
школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной
ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и
способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения
информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее
продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются
социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели
формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента
системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально
значимыми.
Образовательные цели:
- познакомить с основными проблемами, которые призван решать курс;
-подчеркнуть жизнепригодность содержания курса, значимость полученных при его
изучении знаний за пределами школьного образования;
-дать представление о системности как ведущем принципе научного познания, раскрыть
сущность основных методов естественных наук.
Развивающие:
-способствовать развитию мотивации, интереса к новому разделу «Биология. Живые
системы и экосистемы»;
-продолжить формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к живому, чувство эмпатии к инакомыслию;
-формировать аккуратность, бережное отношение к учебнику, лабораторному
оборудованию.
Организационные:
-познакомить с рубриками учебника, приёмами работы с электронным приложением,
тетрадью-практикумом, тетрадью-тренажёром, тетрадью-экзаменатором.
Регламентирующие документы
- Закон РФ "Об образовании";
- ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России "Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования"от 17.12.2010 № 1897, п. 19.5 (ред. от 26.11.2010 №1241);
- ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки России "Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования"от 17.12.2010 № 1897
- базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утв. приказом
Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного
учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования" (ред. от 03.06.2011);
- перечень
учебников,
рекомендованных и допущенных к использованию
Минобрнауки России на 2014-2015 уч. год;
- письмо
Минобрнауки
России
от 07.07.2005 № 03-1263 "О примерных
программах по учебным предметам федерального учебного плана";
- локальные акты образовательного учреждения:
- локальные акты образовательного учреждения:
- ООП ОУ;
- положения о рабочей программе учебного курса;
- учебного плана ОУ на 2014-2015 учебный год.
- примерной программы среднего общего образования по биологии
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой
природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор
содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей
среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической
деятельности.Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных
линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его
здоровье», «Общие биологические закономерности .Раздел «Живые организмы» включает
сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе
органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание

раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в
соответствии с которыми акценты в
изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на
раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции,
приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном
существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности,
особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в
окружающей среде.
Содержание учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное
отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный
учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель
которых заключается в изучении природы. Основу познавательных ценностей
составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные
ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет
сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных
ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в
дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку
зрения. Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами,
направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее
проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех
живых объектов, в том числе и человека. Ценностные ориентации, формируемые в курсе
биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся
способности к восприятию и
преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения
к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в
совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу,
человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с БУПом курсу биологии на ступени основного общего
образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные
сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению к

курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания
у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и
бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе окружающего мира рассматривается ряд понятий, интегративных
по своей сущности и значимых для последующего изучения систематического курса
биологии: тела и вещества, неорганические и органические вещества, агрегатные
состояния вещества, испарение, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии
может более полно и точно с научной точки зрения раскрывать физикохимические основы
биологических процессов и явлений, изучаемых в
основной школе (питание, дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез,
эволюция и т. д.).
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее сведения о
многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности человека,
служит основой для изучения общих биологических закономерностей,
теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают
мировоззренческие, теоретические понятия.
Программа по биологии для основного общего образования составлена из расчета часов,
указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования, с
учетом 25% времени, отводимого на вариативную часть программы. Эта вариативная
часть выделена в таблице красным шрифтом. Инвариантная часть полностью включает в
себя содержание примерной программы, на освоение которой отводится 210 ч.
Оставшиеся 70 ч - для увеличения времени на изучение отдельных тем, для углубления
знаний, для формирования универсальных учебных действий, на выполнение
лабораторных работ, для проведения исследовательской и проектной деятельности. В 5 и
6 классе биологии отводится 1 час в неделю, в 7-9 классах – по 2 часа. Таким образом,
содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в
системе непрерывного биологического образования, являющееся основой для
последующей уровневой и профильной дифференциации.
Требования к результатам обучения
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим
индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают
личностные, метапредметные и предметные результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе включают готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные
планы. Основные личностные результаты обучения биологии:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической
принадлежности;
усвоение
гуманистических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;

3. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового
образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
6. формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным
особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических
особенностей;
8. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
9. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с
учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
10. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во
всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде и рационального природопользования;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ обучения в основной школе состоят из
освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий,
способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению
индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая
умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи;
3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить
биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и
оценивать информацию;
4. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
6. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках
по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку
зрения;
10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
11. формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ освоения выпускниками основной школы
программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков
живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и
превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,
размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и
превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека
от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных
привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на
примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека;
значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов
наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,
видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов
клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов
цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов,
животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних
животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания;
типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска
на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,
травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и
отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода
за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере
6. выявление эстетических достоинств объектов живой природы
Базовый учебник:
«Биология. Живые системы. » учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы:
Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Дмитриева, Москва, «Просвещение» 2010г;
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в
Федеральный перечень учебников.
Составная часть учебно-методического комплекта по биологии серии Сферы».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».