6 кл. Развитие языковых компетенций с титульным

Программа внеурочной деятельности
«Развитие языковых компетенций учащихся 5-6 классов»
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие языковых
компетенций» составлена на основе нормативных документов:
1.

Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской

Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
2.

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761 и

«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»;
3.

Приказ Минобрнауки № 1040 от 22.09.2015 г. «Об утверждении

Общих требований к определению нормативных затрат на оказание
государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и
молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на
финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального)
задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения
работ) государственным (муниципальным) учреждением»;
4.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28

октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;
5.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18

ноября 2013 г. № 1039 «О государственной аккредитации образовательной
деятельности»;
6.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября
2009 г. № 373) (далее – ФГОС НОО);

7.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря
2010 г. № 1897) (далее – ФГОС ООО);
8.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки России от 17
мая 2012 г. № 413) (далее – ФГОС СОО);
9.

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по основным общеобразовательный программам – программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования
(приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015);
10.

СанПиН

«Санитарно-эпидемиологические

2.4.2.28.21-10

требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (от 29 декабря 2010 г. № 189 в редакции изменений №3,
утверждённых постановлением Главного государственного

санитарного

врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. № 81);
11.

Приказ Росстата от 17 августа 2016 г. № 429 «Об утверждении

статистического

инструментария

для

организации

Министерством

образования и науки Российской Федерации федерального статистического
наблюдения за деятельностью организаций, осуществляющих подготовку по
образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
12.

Письмо Минобрнауки России «О направлении методических

рекомендаций» от 18.08.2018 г. № 09-1672
13.

Примерной программы основного общего образования по

русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов.
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. Программно-методические
материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2008).
14.

Основная образовательная программа МАОУ «СОШ № 29»

15.

Учебный план МАОУ «СОШ № 29» на 2023-2024 учебный год

Содержание программы: содержание данной программы составляет
два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом,
направленные на углубление и расширение лингвистических знаний
обучающихся.

2)

вопросы,

не

связанные

учебной

программой,

представляющие дополнительный материал, направленный на развитие
культуры устной и письменной речи, коммуникативных навыков.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы
школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует
темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется
новым содержанием представление о звуковой форме слова. Обучающиеся
начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему.
Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и
самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических
задач.
В

рамках

данной

программы

обогащаются

первоначальные

представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке
принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с
наименьшей

значимой

частью

слова,

разграничивают

корневые

и

словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа
над лексическим значением и его оттенками слова, а также понимание связи
слова с другими, ролях в предложении при синтаксическом анализе. Это
также будет способствовать расширению активного лексического запаса
учащихся.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и
информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на
уроках не встречаются.
Расширению и закреплению знаний о литературной норме русского
языка призвана способствовать работа над культурой речи учащихся с

помощью игровых упражнений по орфоэпии, разнообразные задания по
развитию речи.
Структура документа
Рабочая программа состоит из 7 разделов.
1 раздел – «Орфография».
2 раздел – «Пунктуация».
3 раздел – «Морфология».
4 раздел – «Синтаксис».
5 раздел – «Культура речи».
6 раздел – «Лексика».
7 раздел – «Текст. Типы текста».
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1.Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев
правописания, постановки знаков препинания, орфоэпический минимум).
2..Практическая

часть

(выполнение

различных

упражнений,

помогающих закрепить знания орфографических и пунктуационных правил,
приобрести устойчивые навыки работы с текстами различных типов и
стилей, составление схем-таблиц и др.).
Цели и задачи обучения
Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной,

1.

надежной базы орфографических навыков.
Развитие

2.
русского

языка

языковыми

и закрепление

(орфографическими

аналитическими

владения

нормами

современного

и пунктуационными)

умениями

фонетического,

и

учебно-

морфемного,

морфологического и синтаксического разборов.
3.

Развитие умения правильно списывать осложнённый пропусками

орфограмм и пунктограмм тексты, соблюдая при письме изученные
орфографические и пунктуационные правила.

4. Развитие умения контролировать себя в процессе письма, применяя
правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и
справочники.
5. Развитие умения находить и исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.
6. Развитие умения распознавать правильную орфоэпическую норму
современного русского литературного языка.
7. Развитие умения составлять схемы-таблицы, помогающие решать
орфографические задачи.
8.

Заинтересовать

учащихся

предметом,

мотивировать

их

на

самостоятельные дополнительные занятия русским языком.
9. Ориентирование в содержании текста, понимание его целостного
смысла, нахождение в тексте требуемой информации, развитие предметного
коммуникативного умения опознавать функционально-смысловые

типы

речи.
10. Развитие умения обучающихся распознавать конкретное слово по
его лексическому значению с опорой на указанный контекст самостоятельно
и с помощью учителя.
Предполагаемые формы обучения
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание таблиц, схем, алгоритмов;
- обсуждение, диалог;
- работа по карточкам;
-игровые упражнения;

- написание и редактирование орфографических диктантов;
- самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и
игровые элементы, дидактический и раздаточный материал.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Предполагаемые результаты:
- появление у детей заинтересованности в учебе;
- повышение успеваемости по предмету.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- находить в словах изученные орфограммы и пунктограммы и уметь
их объяснять;
- обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами;
- находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами;
-находить различные языковые явления и уметь их объяснять.
Место предмета в учебном плане:
Программа

внеурочной

деятельности

«Развитие

языковых

компетенций» рассчитана на 68 часов (34 часа в 5 классе и 34 часа в 6
классе).
Она обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование
устойчивых

навыков

программой

по

систематизирует

владения

русскому

языком,

языку

теоретические

для

непосредственно
5-9

сведения,

классов.
полученные

связана

Расширяет

с
и

учащимися,

закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в
знаниях, нацелена на подготовку учащихся к успешному написанию
контрольных работ, на подготовку к итоговой аттестации, где, независимо от
формы

проведения

экзамена,

учащиеся

должны

продемонстрировать

результаты овладения нормами современного русского языка, основами
культуры устной и письменной речи.

На занятиях предполагается уделять большое внимание развитию
орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической
грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения
заданий различного уровня сложности. Учащиеся выходят за рамки
учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно
подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Литература
1.

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 классы: Учебник для

учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 1997. – 432 с.
2.

Безденежных Н.В. Русский язык: 5 класс / Н.В. Безденежных. –

Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 76 [1]с.
3.

Груздева Е.Н. КИМ ВПР. Русский язык. 6 класс. Контрольные

измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа. ФГОС / Е.Н.
Груздева. – М.: Изд. «Экзамен», 2019. – 94, [2]с.
4.

Дощинский Р.А. Всероссийская проверочная работа: 5 класс: 15

вариантов. Типовые задания. ФГОС / Р.А. Дощинский, М.С. Смирнова. – М.:
Изд. «Экзамен», 2020. – 143, [1] с.
5.

Егорова Н.В. Всероссийская проверочная работа: русский язык. 6

класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2018. – 48 с.
6.

Кузнецов А.Ю. Всероссийская проверочная работа. Русский

язык: 6 класс: 15 вариантов. Типовые задания. ФГОС / А.Ю. Кузнецов. – М.:
Изд. «Экзамен», 2019. – 157, [3]с.
7.

Ромашина Н.Ф. Подготовка к Всероссийской

проверочной

работе. Русский язык. 6 класс. Тренажёр для обучающихся / Авт.-сост. Н.Ф.
Ромашина. – М.: Планета, 2018. – 80с.

Календарно-тематическое планирование 5 класс
Дата
проведения

№

Тема

Содержание занятия

1

Орфограмма «Безударная
проверяемая гласная в
корне слова».

Закрепление терминологического аппарата учащихся: корень слова,
однокоренные слова, ударные и безударные гласные, проверяемые
и непроверяемые безударные гласные, орфограмма. Развитие и
закрепление навыков нахождения корня в словах, подбора
однокоренных слов для проверки безударной гласной. Развитие
орфографической и визуальной памяти при работе с орфограммой.

2

Орфограмма «Безударная
проверяемая гласная в
корне слова».

Закрепление терминологического аппарата учащихся: корень слова,
однокоренные слова, ударные и безударные гласные, проверяемые
и непроверяемые безударные гласные, орфограмма. Развитие и
закрепление навыков нахождения корня в словах, подбора
однокоренных слов для проверки безударной гласной. Развитие
орфографической и визуальной памяти при работе с орфограммой.

3

Орфограмма «Безударная
непроверяемая гласная в
корне слова».

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма,
ударные и безударные гласные, проверяемые и непроверяемые
безударные гласные. Развитие и закрепление навыка учащихся
работать со словарными словами, с орфографическим словарём.
Развитие орфографической и визуальной памяти при работе со
словарными словами.

4

Орфограмма «Безударная
непроверяемая гласная в
корне слова».

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма,
ударные и безударные гласные, проверяемые и непроверяемые
безударные гласные. Развитие и закрепление умения учащихся
работать со словарными словами, с орфографическим словарём.
Составление словосочетаний и предложений с данным словом.
Развитие орфографической и визуальной памяти при работе со
словарными словами.

5

Правописание
слов
с
чередующимися корнями.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: корень слова,
чередование, орфограмма. Развитие и закрепление умения видеть в
словах чередующиеся корни и отличать их от корней с
безударными проверяемыми гласными. Развитие и закрепление
навыков нахождения корня в словах, подбора однокоренных слов
для выявления чередования. Развитие орфографической и
визуальной памяти при работе с орфограммой.

6

Правописание
слов
с
чередующимися корнями.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: корень слова,
чередование, орфограмма. Развитие и закрепление умения видеть в
словах чередующиеся корни и отличать их от корней с
безударными проверяемыми гласными. Развитие и закрепление
навыков нахождения корня в словах, подбора однокоренных слов
для выявления чередования. Развитие орфографической и
визуальной памяти при работе с орфограммой.

7

Правописание
слов
с
парными
звонкими
и
глухими согласными в
середине и на конце перед
согласными.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: гласные и
согласные буквы, звуки, парность-непарность, глухость-звонкость
звуков, орфограмма. Развитие умения подбирать однокоренные
слова для проверки написания сомнительных согласных. Развитие
фонематического слуха в ходе работы со словами, в состав которых
входят парные по глухости-звонкости согласные.

8

Правописание
разделительных Ь и Ъ
знаков.
Ь
знак
как
показатель грамматической
формы слова.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма.
Развитие умения выбора правописания разделительного Ь знака
между согласной и гласной буквами; в глаголах начальной формы,
в существительных женского рода 3 склонения и мужского рода 2
склонения. Ь после шипящих в кратких прилагательных.
Правописание разделительного Ъ знака перед гласной буквой после
приставок на согласный.

9

Правописание
разделительных Ь и Ъ
знаков.
Ь
знак
как
показатель грамматической
формы слова.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма.
Развитие умения выбора правописания разделительного Ь знака
между согласной и гласной буквами; в глаголах начальной формы,
в существительных женского рода 3 склонения и мужского рода 2
склонения. Ь после шипящих в кратких прилагательных.
Правописание разделительного Ъ знака перед гласной буквой после
приставок на согласный.

10

Правописание –тся и –ться
в глаголах. Правописание
безударных
личных
окончаний
глаголов.
Спряжение глаголов.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма,
спряжение, окончание. Развитие умения учащихся следовать
алгоритму выбора глагол, написания –тся и –ться в глаголах 3лица
единственного числа и в форме инфинитива. Развитие умения
нахождения личных окончаний глаголов. Закрепление алгоритма
определения спряжения у глаголов.

11

Правописание –тся и –ться
в глаголах. Правописание
безударных
личных
окончаний
глаголов.
Спряжение глаголов.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма,
глагол, спряжение, окончание. Развитие умения учащихся
следовать алгоритму выбора написания –тся и –ться в глаголах
3лица единственного числа и в форме инфинитива. Развитие
умения нахождения личных окончаний глаголов. Закрепление
алгоритма определения спряжения у глаголов. Развитие
орфографической и визуальной памяти, логического мышления
при работе с орфограммой.

12

Н и НН в словах разных
частей речи.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: части речи,
орфограмма. Развитие и закрепление навыка выбора написания Н
или НН в словах разных частей речи с помощью алгоритмов.
Развитие орфографической и визуальной памяти, логического
мышления при работе с орфограммой.

13

Н и НН в словах разных
частей речи.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: части речи,
орфограмма. Развитие и закрепление навыка выбора написания Н
или НН в словах разных частей речи с помощью алгоритмов.
Развитие орфографической и визуальной памяти, логического
мышления при работе с орфограммой.

14

Правописание
самостоятельных
служебных частей речи.

15

и

Орфограмма «О-Ё после
шипящих и Ц в корне и
окончании
слов».
Орфограмма «И-Ы после
шипящих и Ц в разных
частях
слов».
Правописание слова на –
ция.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: морфология,
части речи, самостоятельные и служебные части речи, их различия.
Раздельное написание служебных частей речи и самостоятельных.
Развитие умения выбора написания орфограммы «О-Ё после
шипящих и Ц в корне и окончании слов». Развитие умения выбора
написания орфограммы «И-Ы после шипящих и Ц в разных частях
слов», в том числе в словах-исключениях. Развитие
орфографической и визуальной памяти, логического мышления
при работе с орфограммами.

16

Орфограмма «О-Ё после
шипящих и Ц в корне и
окончании
слов».
Орфограмма «И-Ы после
шипящих и Ц в разных
частях
слов».
Правописание слова на –
ция.

Закрепление умения выбора написания орфограммы «О-Ё после
шипящих и Ц в корне и окончании слов». Закрепление умения
выбора написания орфограммы «И-Ы после шипящих и Ц в разных
частях слов», в том числе в словах-исключениях. Развитие
орфографической и визуальной памяти, логического мышления
при работе с орфограммами.

17

Фонетика.
Морфемика.
Фонетический, морфемный
разбор слов.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: фонетика и
фонетический разбор слова; морфемика и морфемный разбор слова;
орфография и орфографическая запись слова. Развитие и
закрепления навыков выполнять фонетический и морфемный
разборы слов, знать их различия. Закрепление умения различать
орфографическую и фонетическую записи слов. Закрепление
знаний об особенностях фонетической записи слов. Закрепление
умения делить слова на значимые части – морфемы.

18

Фонетика
как
раздел
языкознания. Морфемика
как раздел языкознания.
Фонетический, морфемный
разбор слов.

19

Диалог и знаки препинания
при нём. Прямая речь.
Знаки препинания при
прямой речи.
Синтаксис
как
раздел
языкознания. Простые и
сложные
предложения.
Однородные
члены
предложения.
Знаки
препинания в простых
предложениях
с
однородными
членами
предложения.
Знаки
препинания в сложных
предложениях.
Синтаксический разбор.
Синтаксис
как
раздел
языкознания. Простые и
сложные
предложения.
Однородные
члены
предложения.
Знаки
препинания в простых
предложениях
с
однородными
членами
предложения.
Знаки
препинания в сложных
предложениях.
Синтаксический разбор.
Синтаксис
как
раздел
языкознания.
Синтаксический
разбор.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: фонетика и
фонетический разбор слова; морфемика и морфемный разбор слова;
орфография и орфографическая запись слова. Развитие и
закрепления навыков выполнять фонетический и морфемный
разборы слов, знать их различия. Закрепление умения различать
орфографическую и фонетическую записи слов. Закрепление
знаний об особенностях фонетической записи слов. Закрепление
умения делить слова на значимые части – морфемы.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: диалог,
реплики; прямая речь, слова автора. Закрепление умения отличать
диалог от прямой речи. Закрепление знаний и отработка умений
постановки знаков препинания при диалоге и прямой речи.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: синтаксис,
словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и
второстепенные члены предложения, простое и сложное
предложение, однородные члены предложения. Отработка умений:
нахождения грамматической основы в предложениях; определения
простых и сложных предложений; нахождения однородных членов
предложения; выполнения синтаксического разбора предложений.

20

21

22

Закрепление терминологического аппарата учащихся: синтаксис,
словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и
второстепенные члены предложения, простое и сложное
предложение, однородные члены предложения. Отработка умений:
нахождения грамматической основы в предложениях; определения
простых и сложных предложений; нахождения однородных членов
предложения; выполнения синтаксического разбора предложений.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: синтаксис,
словосочетание, предложение, грамматическая основа, главные и
второстепенные члены предложения, простое и сложное

Морфология как
языкознания.

раздел

23

Морфология как раздел
языкознания.
Морфологический разбор.

24

Морфология как раздел
языкознания.
Морфологический разбор.
Синтаксис
как
раздел
языкознания.
Синтаксический разбор.
Фонетический,
морфемный,
морфологический,
синтаксический анализы.

25

26

Орфоэпические и речевые
компетенции.

27

Орфоэпические и речевые
компетенции.

28

Орфоэпические и речевые
компетенции. Текст, его
главная мысль и идея.
Типы и стили текста.

29

Орфоэпические и речевые
компетенции. Текст, его
главная мысль и идея.
Типы и стили текста.

30

Орфоэпические и речевые
компетенции. Лексика как
раздел
языкознания.
Лексические группы слов.
Антонимы, синонимы,
омонимы.

предложение, однородные члены предложения; морфология, части
речи, самостоятельные и служебные части речи. Отработка
умений: нахождения грамматической основы в предложениях;
определения простых и сложных предложений; нахождения
однородных членов предложения; выполнения синтаксического
разбора предложений. Закрепление знаний о частях речи. Развитие
навыка систематизации знаний (с помощью различных видов схем).
Закрепление и отработка навыка определения частеречной
принадлежности слов.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: морфология,
части речи, самостоятельные и служебные части речи. Закрепление
и отработка навыка определения частеречной принадлежности
слов. Закрепление умения выполнять морфологический разбор.
Закрепление знаний о различиях морфологического и других видов
языковых разборов.
Обобщение и закрепление знаний о морфологии и синтаксисе.
Закрепление навыков морфологического и синтаксического
разборов.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: фонетика и
фонетический разбор, морфемика и морфемный
разбор,
морфология
и
морфологический
разбор,
синтаксис
и
синтаксический разбор. Обобщение знаний и закрепление умений
выполнения фонетического, морфемного, морфологического,
синтаксического анализов.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: Развитие и
закрепление, расширение орфоэпических и речевых компетенций
учащихся с помощью развивающих игр, карточек.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфоэпия,
речь. Развитие и закрепление, расширение орфоэпических и
речевых компетенций учащихся с помощью развивающих игр,
карточек.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфоэпия,
речь; текст, типы текста (повествование, рассуждение, описание),
стили
речи
(научный,
художественный,
разговорный,
публицистический, официально-деловой). Развитие и закрепление,
расширение орфоэпических и речевых компетенций учащихся с
помощью развивающих игр, карточек. Развитие и закрепление
умения определять главную мысль, идею, стиль и тип текста.
Развитие и закрепление умения давать полные ответы на вопросы к
текстам.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: текст, типы
текста (повествование, рассуждение, описание), стили речи
(научный, художественный, разговорный, публицистический,
официально-деловой). Развитие и закрепление, расширение
орфоэпических и речевых компетенций учащихся с помощью
развивающих игр, карточек. Развитие и закрепление умения
определять главную мысль, идею, стиль и тип текста. Развитие и
закрепление умения давать полные ответы на вопросы к текстам.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: лексика,
лексическое значение слова. Антонимы, синонимы, омонимы.
Развитие и закрепление умения подбора слов-антонимов,
синонимов, омонимов к заданным. Уметь определять лексическое
значение слов без помощи толкового словаря. Развитие и
закрепление навыка работы с толковым словарём. Развитие и

31

Орфоэпические и речевые
компетенции. Лексика как
раздел
языкознания.
Лексические группы слов.
Антонимы,
синонимы,
омонимы.

32

Орфоэпические и речевые
компетенции.
Комплексный
анализ
текста.

33

Орфоэпические и речевые
компетенции.
Комплексный
анализ
текста.

34

Орфоэпические и речевые
компетенции.
Комплексный
анализ
текста.

закрепление, расширение орфоэпических и речевых компетенций
учащихся с помощью развивающих игр, карточек.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: лексика,
лексическое значение слова. Антонимы, синонимы, омонимы.
Развитие и закрепление умения подбора слов-антонимов,
синонимов, омонимов к заданным. Уметь определять лексическое
значение слов без помощи толкового словаря. Развитие и
закрепление навыка работы с толковым словарём. Развитие и
закрепление, расширение орфоэпических и речевых компетенций
учащихся с помощью развивающих игр, карточек.
Развитие и закрепление, расширение орфоэпических и речевых
компетенций учащихся с помощью развивающих игр, карточек.
Закрепление терминологического аппарата учащихся. Развитие и
закрепление умения комплексного анализа текста: нахождения
заданных языковых явлений, их характеристика и объяснение.
Развитие и закрепление, расширение орфоэпических и речевых
компетенций учащихся с помощью развивающих игр, карточек.
Закрепление терминологического аппарата учащихся. Развитие и
закрепление умения комплексного анализа текста: нахождения
заданных языковых явлений, их характеристика и объяснение.
Развитие и закрепление, расширение орфоэпических и речевых
компетенций учащихся с помощью развивающих игр, карточек.
Закрепление терминологического аппарата учащихся. Развитие и
закрепление умения комплексного анализа текста: нахождения
заданных языковых явлений, их характеристика и объяснение.

Календарно-тематическое планирование 6 класс
Дата
проведения

№

Тема

Содержание занятия

1

Орфограмма «Безударная
проверяемая гласная в
корне слова».

Закрепление терминологического аппарата учащихся: корень слова,
однокоренные слова, ударные и безударные гласные, проверяемые
и непроверяемые безударные гласные, орфограмма. Развитие и
закрепление навыков нахождения корня в словах, подбора
однокоренных слов для проверки безударной гласной. Развитие
орфографической и визуальной памяти при работе с орфограммой.

2

Орфограмма «Безударная
непроверяемая гласная в
корне слова».

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма,
ударные и безударные гласные, проверяемые и непроверяемые
безударные гласные. Развитие и закрепление навыка учащихся
работать со словарными словами, с орфографическим словарём.
Развитие орфографической и визуальной памяти при работе со
словарными словами.

3

Орфограмма
«Чередующиеся корни гар-/-гор-, -зар-/-зор-, клан-/-клон-, -плав-/-плов-,
-твар-/-твор».

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма,
чередование. Развитие орфографической зоркости при работе с
орфограммой «Чередование корней». Развитие и закрепление
умения учащихся выбирать написание слов с орфограммой
«Чередование корней» с опорой на алгоритм. Развитие
орфографической зоркости и памяти, логического мышления.

4

Орфограмма
«Чередующиеся корни –
лаг-/-лож,
-раст-/-ращ-/рос-, -скак-/-скоч-».

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма,
чередование. Развитие орфографической зоркости при работе с
орфограммой «Чередование корней». Развитие и закрепление
умения учащихся выбирать написание слов с орфограммой
«Чередование корней» с опорой на алгоритм. Развитие

орфографической зоркости и памяти, логического мышления.
5

Орфограмма
«Чередующиеся корни мак-/мок-, -равн-/-ровн-, бер-/-бир, -пер-/-пир и т.д.»

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма,
чередование. Развитие орфографической зоркости при работе с
орфограммой «Чередование корней». Развитие и закрепление
умения учащихся выбирать написание слов с орфограммой
«Чередование корней» с опорой на алгоритм. Развитие
орфографической зоркости и памяти, логического мышления.

6

Орфограмма «Буквы И-Ы
после
приставок».
Правописание слов на -ция.

Закрепление знаний учащихся об условиях выбора правильного
написания орфограммы. Отработка умений и навыков работы с
орфограммой. Развитие орфографической зоркости и памяти,
логического мышления.

7

Орфограмма «Гласные в
приставках пре- и при-.

Закрепление знаний учащихся об условиях выбора правильного
написания орфограммы. Отработка умений и навыков работы с
орфограммой. Развитие памяти при работе со словарными словами.

8

Орфограмма «Гласные в
приставках пре- и при-.

Закрепление знаний учащихся об условиях выбора правильного
написания орфограммы. Отработка умений и навыков работы с
орфограммой. Развитие памяти при работе со словарными словами.

9

Правописание
разделительных Ь и Ъ
знаков.
Ь
знак
как
показатель грамматической
формы
слова.
Правописание
слов
с
сочетаниями чк, чн, нч, нщ,
рщ.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма.
Развитие умения выбора правописания разделительного Ь знака
между согласной и гласной буквами; в глаголах начальной формы,
в существительных женского рода 3 склонения и мужского рода 2
склонения. Ь после шипящих в кратких прилагательных.
Правописание разделительного Ъ знака перед гласной буквой после
приставок на согласный.

10

Правописание
слов
с
парными
звонкими
и
глухими согласными в
середине и на конце перед
согласными. Правописание
сочетаний жи-ши, ча-ща,
чу-щу.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: гласные и
согласные буквы, звуки, парность-непарность, глухость-звонкость
звуков, орфограмма. Развитие умения подбирать однокоренные
слова для проверки написания сомнительных согласных. Развитие
фонематического слуха в ходе работы со словами, в состав которых
входят парные по глухости-звонкости согласные. Закрепление
знаний о правописании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

11

Правописание –тся и –ться
в глаголах. Правописание
безударных
личных
окончаний
глаголов.
Спряжение
глаголов.
Правописание
самостоятельных
и
служебных частей речи.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфограмма,
глагол, спряжение, окончание; части речи, самостоятельные и
служебные части речи. Развитие умения учащихся следовать
алгоритму выбора написания –тся и –ться в глаголах 3лица
единственного числа и в форме инфинитива. Развитие умения
нахождения личных окончаний глаголов. Закрепление алгоритма
определения спряжения у глаголов. Раздельное написание
служебных
частей
речи
и
самостоятельных.
Развитие
орфографической и визуальной памяти, логического мышления
при работе с орфограммами.

12

Н и НН в словах разных
частей речи. Слитное и
раздельное
написание
частицы НЕ с именами
существительными,
прилагательными,
глаголами.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: части речи,
орфограмма. Развитие и закрепление навыка выбора написания Н
или НН в словах разных частей речи с помощью алгоритмов.
Развитие и закрепление навыка выбора слитного или раздельного
написания НЕ с частями речи с помощью алгоритмов. Развитие
орфографической и визуальной памяти, логического мышления
при работе с орфограммой.

13

Н и НН в словах разных
частей речи. Слитное и
раздельное написание НЕ с
частями
речи.
Правописание
нарицательных
и
собственных
имён
существительных.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: части речи,
орфограмма. Закрепление навыка выбора написания Н или НН в
словах разных частей речи с помощью алгоритмов. закрепление
навыка выбора слитного или раздельного написания НЕ с частями
речи с помощью алгоритмов. Закрепление знаний о написании имён
нарицательных и собственных, в кавычках и без. Развитие
орфографической и визуальной памяти, логического мышления
при работе с орфограммой.

14

Орфограмма «Буквы Ч и Щ
в суффиксе –чик-(-щик-).
Гласные
в
суффиксах
существительных -ек- и ик-.

Закрепление навыков выбора букв ч, щ, е, и в суффиксах
существительных с опорой на алгоритмы.

15

Орфограмма «О-Ё после
шипящих и Ц в суффиксах
существительных
и
прилагательных».

Развитие и закрепление умения выбора написания орфограммы «ОЁ после шипящих и Ц в суффиксах существительных и
прилагательных с опорой на алгоритмы. Развитие орфографической
и визуальной памяти, логического мышления при работе с
орфограммами.

16

Орфограмма «О-Ё после
шипящих и Ц в суффиксах
существительных
и
прилагательных».

Развитие и закрепление умения выбора написания
орфограммы «О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах
существительных и прилагательных с опорой на алгоритмы.
Развитие орфографической и визуальной памяти, логического
мышления при работе с орфограммами.

17

Различение
суффиксов
прилагательных -к- и –ск-.

Закрепление навыков выбора суффиксов прилагательных -к- и -скс опорой на алгоритмы.

18

Степени сравнения имён
прилагательных.

19

Разряды
прилагательных.

20

Падежные
окончания
существительных,
прилагательных.

21

Фонетика и фонетический
разбор.
Морфемика
и
морфемный
разбор.
Словообразование
и
словообразовательный
разбор.

22

Морфология.
Числительные как часть
речи.
Правописание

Закрепление
терминологического
аппарата
учащихся:
прилагательные, степени сравнения (положительная, сравнительная
простая, сравнительная составная, превосходная простая,
превосходная составная). Закрепление знаний о способах
образования степеней сравнения прилагательных. Закрепление
навыков образования степеней сравнения прилагательных.
Закрепление
терминологического
аппарата
учащихся:
прилагательные, разряды имён прилагательных (качественные,
относительные, притяжательные). Закрепление умения определять
разряды прилагательных.
Закрепление навыков выделения окончаний о существительных и
прилагательных. Отработка и закрепление умений определять
правильное написание падежных окончаний существительных и
прилагательных с опорой на алгоритмы.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: фонетика и
фонетический разбор слова; морфемика и морфемный разбор слова;
словообразование и словообразовательный разбор; орфография и
орфографическая запись слова. Закрепление умения различать
морфемный разбор и словообразовательный и другие виды
разборов. Закрепление знаний об особенностях фонетической
записи слов. Закрепление умения делить слова на значимые части –
морфемы и определять, от какого слова образовано данное и с
помощью каких способов словообразования. Закрепление знаний о
способах словообразования.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: морфология,
числительные, орфография. Закрепление знаний и отработка
умений нахождения числительных среди других частей речи,

имён

числительных.

правописания числительных.

23

Морфология как раздел
языкознания.
Морфологический разбор.

24

Морфология как раздел
языкознания.
Морфологический разбор.
Синтаксис
как
раздел
языкознания.
Синтаксический разбор.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксический
и
пунктуационный разборы.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: морфология,
части речи, самостоятельные и служебные части речи. Закрепление
и отработка навыка определения частеречной принадлежности
слов. Закрепление умения выполнять морфологический разбор.
Закрепление знаний о различиях морфологического и других видов
языковых разборов.
Обобщение и закрепление знаний о морфологии и синтаксисе.
Закрепление и отработка навыка определения частеречной
принадлежности слов. Закрепление навыков морфологического и
синтаксического разборов.

25

26

Синтаксис и пунктуация.
Синтаксический
и
пунктуационный разборы.

27

Орфоэпические и речевые
компетенции.

28

Орфоэпические и речевые
компетенции. Текст, его
главная мысль и идея.
Типы и стили текста.

29

Лексика.
Лексическое
значение
слова.
Фразеология.

30

Лексика.
Лексическое
значение
слова.
Лексические группы слов.
Фразеология.

Закрепление терминологического аппарата учащихся: синтаксис и
синтаксический разбор, пунктуация и пунктуационный разбор.
Обобщение знаний и закрепление умений выполнения
синтаксического анализа. Обобщение и закрепление знаний об
изученных пунктограммах, пунктуационного анализа. Закрепление
умений объяснять явления синтаксиса и пунктуации.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: синтаксис и
синтаксический разбор, пунктуация и пунктуационный разбор.
Обобщение знаний и закрепление умений выполнения
синтаксического анализа. Обобщение и закрепление знаний об
изученных пунктограммах, пунктуационного анализа. Закрепление
умений объяснять явления синтаксиса и пунктуации.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфоэпия,
речь. Развитие и закрепление, расширение орфоэпических и
речевых компетенций учащихся с помощью развивающих игр,
карточек.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: орфоэпия,
речь; текст, типы текста (повествование, рассуждение, описание),
стили
речи
(научный,
художественный,
разговорный,
публицистический, официально-деловой). Развитие и закрепление,
расширение орфоэпических и речевых компетенций учащихся с
помощью развивающих игр, карточек. Развитие и закрепление
умения определять главную мысль, идею, стиль и тип текста.
Развитие и закрепление умения давать полные ответы на вопросы к
текстам.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: лексика,
лексическое значение слова, антонимы, синонимы, фразеология,
фразеологизм, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие слова,
историзмы. Развитие умения определять лексическое значение слов
и значение фразеологизмов без помощи толкового и
фразеологического словарей. Развитие и закрепление навыка
работы с толковым словарём. Обобщение и закрепление знаний о
фразеологизмах с помощью игровых упражнений. Расширение
лексического запаса. Развитие и закрепление, расширение
орфоэпических и речевых компетенций учащихся с помощью
развивающих игр, карточек.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: лексика,
лексическое значение слова, антонимы, синонимы, фразеология,
фразеологизм, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие слова,
историзмы. Развитие умения определять лексическое значение
слов и значение фразеологизмов без помощи толкового и
фразеологического словарей. Развитие и закрепление навыка
работы с толковым словарём. Обобщение знаний о фразеологизмах

31

Стили речи.

32

Стили речи.

33

Текст, его главная мысль и
идея. План текста (простой
и сложный).

34

Текст, его главная мысль и
идея. План текста (простой
и сложный).

с помощью игровых упражнений. Расширение лексического
запаса. Развитие и закрепление, расширение орфоэпических и
речевых компетенций учащихся с помощью развивающих игр,
карточек.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: стили речи
(научный, художественный, разговорный, публицистический,
официально-деловой), стилистическая окраска слов (нейтральное,
книжное, разговорное, просторечное). Закрепление умения
определять стилистическую окраску слов и подбирать к данным
словам антонимы и синонимы.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: стили речи
(научный, художественный, разговорный, публицистический,
официально-деловой), стилистическая окраска слов (нейтральное,
книжное, разговорное, просторечное). Закрепление умения
определять стилистическую окраску слов и подбирать к данным
словам антонимы и синонимы.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: текст, типы
текста (повествование, рассуждение, описание), стили речи
(научный, художественный, разговорный, публицистический,
официально-деловой). Развитие и закрепление умения определять
главную мысль, идею, стиль и тип текста. Развитие и закрепление
умения составлять сложный и простой план текста.
Закрепление терминологического аппарата учащихся: текст, типы
текста (повествование, рассуждение, описание), стили речи
(научный, художественный, разговорный, публицистический,
официально-деловой). Развитие и закрепление умения определять
главную мысль, идею, стиль и тип текста. Развитие и закрепление
умения составлять сложный и простой план текста.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».