РП ВД Конституционное право10

1

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об
образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 №
613).
3. Приказ Министерства образование и науки РФ № 345 от 28.12.2018 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
4. Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН
2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.10.№ 189.
Взаимосвязь с программой воспитания:
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом программы
воспитания МАОУ СОШ № 30. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка. Это проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию
в примерной программе воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками
деятельность.
В связи с актуализацией проблемы правового нигилизма, недостатка
правовой культуры, а также воспитания активной гражданской позиции
молодых граждан, на основе рекомендаций к преподаванию правовых
дисциплин Российского фонда правовых реформ (указаны в программах по
основам правовых знаний 7-11 классы, авторов В.В. Спасской, С.И.
Володиной, А.М. Полиевктовой) была разработана программа внеурочной
деятельности.
2

Программа «Конституционное право» рассчитана на учащихся 10 классов
общеобразовательной школы.
Ориентирована на 68 часов, 2 раза в неделю.
Основные положения программы включены в школьную программу, но в не
достаточном объеме, т.е. сжатом варианте, хотя в системе юридического
образования изучение данной отрасли права занимает одно из центральных
мест. На современном этапе эта отрасль системы права характеризуется
активным развитием. Конституционное право России как учебный курс
способствует формированию основных представлений о фундаментальных
ценностях конституционного строя страны, о правовых принципах,
направляющих содержание, развитие и применение всех отраслей
отечественного
права.
Центральное внимание в программе уделено основам конституционного
строя РФ, полномочиям органов власти, всем группам прав граждан РФ, в
частности акцентировано внимание на избирательных правах, пути их
реализации, также рассматривается порядок формирования и деятельность
органов представительной власти РФ. Знание своих прав, конкретных
правовых норм, определяющих основы жизнедеятельности граждан, имеет
важное значение для формирования гражданского правосознания и правовой
культуры старшеклассников. От понимания особенностей политической
системы России, происходящих политических процессов в стране, от
готовности компетентно участвовать в делах государства, от правовой
культуры подрастающего поколения зависит будущее страны. Поэтому,
существует необходимость в проведении дополнительных занятий в виде
элективного курса по избирательному праву, изучив который учащиеся
получат дополнительные правовые знания и смогут применить их на
практике.
Основным

объектом

изучения

курса

являются

Конституция

РФ.

Задачи программы внеурочной деятельности «Конституционное право»:
-Знакомство с источниками конституционного
права; порядком
формирования представительных органов государственной власти.
-Развитие умения пользоваться источниками права; анализировать нормы
права, получать в ходе анализа дополнительную информацию и использовать
её для решения задач познавательного характера.

3

-Развитие умения работать в группах и отстаивать свою точку
зрения. Повышение уровня познавательной активности и саморазвития в
отношении обществоведческих наук.
-Способствование

дальнейшей

социализации

учащихся.

-Создание условий для формирования твёрдой гражданской позиции.
Профессиональная ориентация.
Курс «Конституционное право» рассчитан на 68 учебных часа, в рамках
которых обучающиеся смогут получить минимальный объём знаний в
области конституционного права, не вошедших в программу школьного и
профильного обучения. Полученные знания дают ученикам возможность
более качественно подготовиться к итоговой аттестации по праву и
обществознанию за курс основной (полной) школы и способствуют
дальнейшей
профессиональной
ориентации

Формы занятий: круглые столы, викторины, экскурсии, виртуальные
путешествия.

4

Содержание учебного предмета

Название темы

Что изучается

Понятие
Принципы
конституционного
права.
Конституции. Первые
Конституции.
Источники и нормы конституционного права.
Конституционная
система.
Понятие
конституционализма.
Понятие «конституция». Способы принятия. Виды
конституции: принятые от имени народа –
дарованные
народу;
писаные
–
неписаные
(Великобритания); реальные – фиктивные. Значение
конституции как юридического документа.
Конституционная
история России

История развития конституционализма в России:
первые конституционные проекты. Характеристика
конституций, принятых в СССР и в России после
1917 г. Достоинства и недостатки Основного Закона
России

Основы
конституционного
строя России.

Содержание вступительной части Конституции.
Российская
Федерация
–
демократическое
федеративное
правовое
государство
с
республиканской формой правления. Социальное
государство. Человек, его права и свободы – высшая
ценность. Многонациональный народ России –
носитель суверенитета и источник власти. Субъекты
осуществления государственной власти Прямое
действие Конституции РФ.

Основы
конституционного
строя России.

Сущность и систематизация прав и свобод человека.
Критерии систематизации. Деление прав и свобод:
личные (гражданские), политические, экономические,
социальные, культурные.

Основы

Конституционные права и свободы человека – база
5

конституционного
строя России.

правового положения личности в государстве.

Федеративное
государство

Понятие «светское государство». Взаимоотношения
государства и церкви.

Федеративное
устройство РФ

Формы государственного устройства. Понятия
«унитарное
государство»,
«федерация»,
«конфедерация».
Федеративное
устройство
Российской Федерации. Субъекты РФ, их виды.
Предметы ведения РФ и субъектов РФ.

Принцип разделения Формы государственного управления. Понятие
властей
«монархия». Виды монархий. Исторические формы
монархий (деспотия, варварские королевства,
удельное государство, вассальное государство,
сословно-представительная
монархия).
Понятие
«республика». Формы республик. Особенности
формы правления в России по Конституции 1993 г.

Система сдержек и Система сдержек и противовесов в России
противовесов
в
России
Государственное
устройство России.

Формы государственного управления. Понятие
«монархия». Виды монархий. Исторические формы
монархий (деспотия, варварские королевства,
удельное государство, вассальное государство,
сословно-представительная
монархия).
Понятие
«республика». Формы республик. Особенности
формы правления в России по Конституции 1993 г.

Права и свободы Сущность и систематизация прав и свобод человека.
человека
и Критерии систематизации. Деление прав и свобод:
гражданина.
личные (гражданские), политические, экономические,
социальные, культурные. раво на жизнь как
первооснова всех других прав и свобод. Право на
6

свободу и личную неприкосновенность. Свобода
мысли,
совести
и
религии.
Право
на
неприкосновенность личности и семейной жизни.
Неприкосновенность жилища. Частная жизнь.
Тайные переписки. Семейные и личные тайны.

Государственные
Государственные символы России: герб, гимн, флаг.
символы
России: Их сущность и история.
герб, гимн, флаг. Их
сущность и история.

Избирательное право. Избирательные
права
граждан.
Принципы
избирательного права. Избирательные системы:
мажоритарная, пропорциональная. Особенности
смешанной избирательной системы в России.

Президентская власть Президент России, его отношения с главами
субъектов Федерации. Место и роль Президента в
правящей структуре России. Внутриполитические и
внешнеполитические полномочия главы государства.
Условия досрочного прекращения полномочий
Президента или отрешения его от должности.

Законодательная
власть.

Парламенты в европейской политической традиции.
История развития парламентаризма В России. Состав
и способы формирования Совета Федерации и
Государственной Думы. Комитеты и комиссии обеих
палат. Предметы ведения Совета Федерации и
Государственной
Думы.
Порядок
внесения
законопроектов в Государственную Думу и их
рассмотрение. Права и обязанности депутата
Государственной Думы.

Исполнительная
власть.

Сущность исполнительной власти. Правительство
РФ, полномочия, функции, порядок формирования и
расформирования. Органы исполнительной власти в
субъектах РФ. Порядок обращения граждан в
7

исполнительные органы.

Система
правоохранительных
органов в РФ.

Система правоохранительных органов в РФ. Понятие
правоохранительных органов. Задачи и функции
правоохранительных органов. Система органов.
Понятие судебной системы. Понятие прокуратуры.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность. Органы, осуществляющие дознание.

Общие
принципы Общие
принципы
организации
местного
организации местного самоуправления в РФ. История возникновения.
самоуправления в РФ. Решение
вопросов
местного
значения.
Муниципальная собственность. Самостоятельность
местного
самоуправления
в
пределах
его
полномочий. Роль и значение в жизни общества.

8

Планируемые результаты
Курс дает возможность вести работу по формированию устойчивого
познавательного интереса к правоведению, стремления к творчеству,
также по формированию следующих умений:


умения выделять основные права граждан, определять какие из них
нарушены в конкретной ситуации;


умения сравнивать нормативные акты субъектов федерации,
определять сходство, различия и противоречия федеральным актам;


умения давать самостоятельную оценку;


умения работать с основными статьями Конституции РФ и другими
нормативно-правовыми актами;


умения проводить социологический опрос, анализировать полученную
информацию, обобщать и делать выводы;


умения анализировать нормативные акты;


умения определять функции органов государственной власти;


умения прогнозировать результат конституционных изменений;


умения дискутировать, отстаивать свои взгляды


умения использовать дополнительную литературу при подготовке к
семинарам, дискуссиям, диспутам;


умения применять в ответе и
соответствующую терминологию;

написании

творческих

работ



умения ссылаться при ответе на источники права или дополнительную
литературу, исторические документы, факты и современные
политические события и процессы;


использовать для решения задач познавательного характера источники
права;


работать в группах, распределять обязанности, выступать от имени
группы, отстаивать точку зрения группы и свою собственную.
9

По

окончании















изучения

курса

обучающиеся

должны знать:

суть Конституционного права;
структуру основного закона страны
основные обязанности и права граждан РФ и способы их реализации;
функции и полномочия органов государственной власти РФ;
полномочия и особенности управления федерации и субъектов
федерации;
последние поправки к основному закону РФ;
источники Конституционного права Российской Федерации;
основные избирательные системы, применяемые в РФ при проведении
выборов;
порядок организации и проведения выборов и референдумов в
Российской Федерации;
порядок формирования, структуру и компетенцию Парламента РФ;
правовой статус и полномочия депутата Государственной Думы РФ;
порядок избрания и вступления в должность Президента РФ,
полномочия и обязанности;
государственные гарантии в области защиты прав граждан РФ;
терминологию, соответствующую теме курса.

10

Тематическое планирование

№урока Название
раздела
1-2

темы, Тема урока

Понятие
Конституции.
Первые
Конституции.

Понятие
Конституции.
Конституции.

Первые

(2 час)
3-4

Конституционная
история
России

Конституционная история России

(2 часа)
5-10

Основы
конституционного
строя России
(6 часов)

Основы конституционного строя России.

11-12

Федеративное
государство (2 часа)

Федеративное государство

13-16

Федеративное
устройство РФ
(4 часа)

Федеративное устройство РФ

17-22

Принцип разделения Принцип разделения властей
властей (6 часов)

23-24

Система сдержек и Система сдержек и противовесов в России
противовесов
в
России
(2 час)
11

25-28

Государственное
устройство России

Государственное устройство России.

(4 часа)
29-34

Права и свободы Права и свободы человека и гражданина..
человека
и
гражданина
(6 часа)

35-36

Государственные
символы России
(2 часа)

Государственные символы России: герб,
гимн, флаг. Их сущность и история.

37-40

Избирательное
право

Избирательное право.

(4 часа)
41-46

Президентская
власть

Президентская власть

(6 часа)
47-52

Законодательная
власть.

Законодательная власть.

(6 часа)
53-58

Исполнительная
власть
(6 часа)

Исполнительная власть.

59-63

Система
Система правоохранительных органов в
правоохранительных РФ.
органов в РФ
(5 часа)
12

64-67

Местное
самоуправление
РФ (4 часа)

68

Итоговое занятие
(1 час)

Общие принципы организации местного
в самоуправления в РФ.

Итоговое занятие

Список учебников и учебных пособий
Глущенко П.П., Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Конституционное право
России (схемы), Питер.,2006.
Головистикова А.Н., Грудцина Н.А. Конституционное право России:
учебник, М., 2006
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право. Учебник для 10-11 классов. М.: «Вита Пресс», 2008
Конституция РФ с комментариями.
Мазаев В.Д., Васильева С.В., В.А. Виноградова. Конституционное право
Российской Федерации. Практикум. М.: «АЙРИС - ПРЕСС», 2006
Никитин
А.Ф.
Правоведение:
учебник
для
10
общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2005.

-11

классов

Никитин А.Ф. Основы государства и права: пособие для 10 - 11 классов
общеобразовательных учреждений, М., Дрофа, 2005.
Юридический словарь. М.: «ОЛМА –ПРЕСС Инвест»2009

13

ЦОР:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
http://www.edusite.ru
http://gazpromschool.by.ru/projects/pravo/index.htm
http://ido.edu.ru/ffec/juris-index.html
http://lesson-history.narod.ru
http://swor56.ucoz.ru/load
http://www.i-u.ru/biblio/persons.aspx?gid=16&pid=18
http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html
http://www.kremlin.ru/ (официальный сайт Президента РФ)
http://www.council.gov.ru/ (официальный сайт Совета Федерации)
http://www.duma.gov.ru/ (официальный сайт Государственной Думы РФ)
http://www.government.ru/content/ (официальный сайт Правительства РФ)

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».