РП ВД Конституционное право 11

Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в
Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613).
3. Приказ Министерства образование и науки РФ № 345 от 28.12.2018 «Об утверждении
федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования».
4. Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189.
Рабочая программа внеурочного курса «Конституционное право» создана в
соответствии ФГОС ООО реализуемого Российской академией образования по заказу
Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по
образованию. В соответствии с концепцией авторской программы преподавателя кафедры
социального образования СПб АППО Александровой С. В.
Взаимосвязь с программой воспитания:
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом программы воспитания
МАОУ СОШ № 30. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
•
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
•
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе
воспитания;
•
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Данная программа разработана для обучающихся в 11 классов. В этом классе ученики
продолжают изучать учебный предмет, но многие вопросы обществознания, в частности
«ПРАВО» требуют осмысления, обдумывания, то есть интеллектуального труда.
Интеллектуальный труд, как известно, самый затратный с точки зрения энергии – в
процессе этой работы 25% энергии организма расходуется на работу мозга, поэтому
чрезвычайно важно формировать или поддерживать у учеников привычку к
интеллектуальному труду, в основе которого лежит оптимизация мыслительного
процесса.
Известно, что интеллектуальные (мыслительные) операции не появляются
спонтанно, их можно сформировать только в процессе целенаправленной работы.
Следовательно, в традиционно организованном учебном процессе, требующем
постоянного (часто рутинного) воспроизведения элементов содержания, неизбежно будут
появляться ученики, не усваивающие учебный материал уроке на том уровне, который им
по плечу, из-за того, что не имеют возможности реализовать себя в творческой
деятельности.
Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована
на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, также на
интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически
целесообразна. В условиях формирования правового государства одной из главных
2

проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок,
необходимый нашей стране может быть только порядком, основанным на праве.
Государству и обществу нужны твердые и общепризнанные правила в форме положений
Конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Школа может многое
сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и
определяли поведение человека: формировали у ученика чувство собственного
достоинства, способность
тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко
планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю
группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей
Программа является модифицированной, составлена при помощи:
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. В соответствии с
концепцией авторской программы преподавателя кафедры социального образования СПб
АППО Александровой С. В. Законом «Об Образовании», Конституции РФ, 68 часов ,2
часа в неделю
Цель программы: Цель: воспитание гражданина демократического общества
посредством формирования представления о мире, государстве. Через изучение статей
Конституции РФ развивать гражданско-правовое образование молодежи и преодолевать
правовой
нигилизм
Задачи:
Систематизировать
знания
учащихся
в
сфере
права.
- Способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом
страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства.
- Дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром
по
политико-правовым
проблемам
в
реальном
российском
обществе.
- Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с
международными
нормами
в
области
прав
человека.
- Углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании
различных форм общественных отношений.
- Через изучение статей Конституции РФ развивать гражданско-правовое образование
молодежи и преодолевать правовой нигилизм.
-Формировать у учащихся уважительное отношение к Основному Закону страны, чтобы
Конституция стала базовым ориентиром к анализу реальных проблем российского
общества.

Формы занятий: круглые столы, викторины, экскурсии, виртуальные путешествия.
Режим занятий: аудиторные и внеаудиторные занятия. Всего 68 часов за учебный год.

Ожидаемые результаты реализации программы:
Внеурочная деятельность направлена на развитие – на основе освоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира – личности обучающегося, его активной
учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию.
Работать с нормативными документами, источниками права, литературой, словарем,
производить поиск необходимой информации;

3

Объяснять свою позицию по тому или иному вопросу, высказывать и по возможности
аргументировать свою точку зрения; делать выводы и заключения;
Результаты освоения элективного курса:
Личностные УУД
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга
перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Требования к уровню подготовки учащихся в 11-м классе







Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие
черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
4

признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями;

объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных
институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи
подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научнопопулярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия
с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в
массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и
использования собранной социальной информации.

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;

Регулятивные УУД
определение объектов анализа и синтеза и их компонентов; выявление существенных
признаков объекта; определение соотношения компонентов объекта ;проведение разных
видов сравнения; установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями,
суждениями; классификация информации; владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения.
Коммуникативные УУД
работать в группе, отстаивать личную точку зрения, принимать и понимать точку зрения
другого человека, уметь общаться, уважать друг друга; принимать участие в дискуссии,
убеждать, задавать вопросы.

5

Познавательные УУД
работа с основными компонентами учебника; использование справочной и
дополнительной литературы; различение и правильное использование разных
литературных стилей; подбор и группировка материалов по определенной теме;
составление планов различных видов; владение разными формами изложения учебного
текста; составление на основе текста таблицы, схемы, графика; составление тезисов,
конспектирование ;подготовка рецензии ;подготовка доклада, реферата; использование
различных видов информации ;качественное и количественное описание изучаемого
объекта ;проведение эксперимента; использование разных видов моделирования.
Предметные результаты
В результате изучения курса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и
навыками:
•
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение,
сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
•
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
•
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе
экономическую и правовую) информацию
•
анализировать, систематизировать полученные данные;
•
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
•
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в
том числе от противного);
•
применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области
социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в
семейно-бытовой сфере;
•
соотносить свои действия и действия других людей с нормами поведения,
установленными законом;
•
содействовать правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.

6

Содержание программы
Введение (2час) Знакомство с целями и задачами курса.
К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ (2час)
Задание для рабочих групп
1 группа – XI-XVII вв.
2 группа – XVIII в.
3 группа – XIX в.
4 группа – XX в. До 1917 г.
5 группа – XX в., советский период
6 группа – Российская Федерация
Основы конституционного строя РФ (3 час)
Понятие конституционного строя. Система принципов конституционного строя России.
Основы организации государственной власти.
Основы взаимоотношений государства и гражданина, правовой статус человека и
гражданина.
Основы организации жизни гражданского общества.
Реализация принципов конституционного строя России в статьях Конституции
(3час)
Задание для практикума
Найдите в Конституции РФ подтверждение следующих основ организации гражданского
общества, которые стимулируют его становление:
Основы организации государственной власти:
1) Народовластие 2) Федерализм 3) Верховенство прав 4) Разделение властей
5) Государственный суверенитет
Признание РФ частью мирового сообщества
Основы взаимоотношений государства и гражданина, правовой статус человека и
гражданина:
Признание и утверждение прав и свобод человека высшей ценностью.
Защита и соблюдение прав и свобод – обязанность государства.
Основы организации жизни гражданского общества:
1) Свобода экономической деятельности. 2) Равноправие форм собственности.
3) Идеологический плюрализм. 4) Политический плюрализм 5) Светское государство
6) Социальное государство.
Права и свободы человека и гражданина в РФ (3 час)
Идея прав человека в истории человечества. Понятия «право человека» и «свобода
человека». Всеобщая декларация прав человека. Гражданские права и свободы –
гуманистические основы жизни общества. Право на равенство, жизнь, свободу, защиту со
стороны закона. Право на свободу совести и религии. Презумпция невиновности.
Политические права и свободы: свобода мысли, слова и объединений, право участвовать в
управлении
делами
государства.
Социальные права. Культурные права. Термин «культурные права». Экономические права
Всеобщая декларация прав человека и Конституция РФ

7

Гражданство РФ (2 час)
Понятие гражданства. Принципы гражданства. Основания порядок приобретения
гражданства РФ
Федеративное устройство РФ (3 час)
Формы государственного устройства. Государственное устройство РФ. Основы
федеративного устройства. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ. Предметы совместного
ведения РФ и её субъектов.
Президент Российской Федерации (2ч)
Правовой статус Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Порядок избрания
Президента РФ. Процедура вступления Президента РФ в должность. Основания и порядок
прекращения полномочий Президента РФ.
Федеральное Собрание РФ (2 час)
Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания
РФ. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Полномочия
Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Порядок формирования Государственной
Думы Федерального Собрания РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ и
её полномочия
Законодательный процесс в Российской Федерации (3ч)
Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание
законодательной деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Действия Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Президента РФ в процессе
принятия закона.
Правительство Российской Федерации (2ч).
Высший орган исполнительной власти. Правительство
формирования, состав. Полномочия Правительства РФ

РФ:

статус,

порядок

Судебная власть в РФ. Прокуратура РФ (3ч).
Понятие судебной системы РФ. Конституционные принципы правосудия в РФ.
Конституционный Суд РФ: статус, порядок формирования, компетенция. Прокуратура РФ
и её функции.
Разделение властей (3 час)
Правовое государство и принцип разделения властей.
Реализация принципа разделения властей в Конституции США.
Принцип разделения властей в Конституции РФ. Разделение функций и полномочий
законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Разделение полномочий и предметов ведения между федеральной властью и органами
государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления
Местное самоуправление в РФ (3ч).
Понятие местного самоуправления в РФ. Способы осуществления гражданами РФ
местного самоуправления. Органы местного самоуправления в РФ. Предметы ведения
местного самоуправления.

8

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Пермского края (3 час)
Законодательная ветвь власти. История Законодательного Собрания ПК Структура.
Основные направления деятельности ЗС СП. Избирательная система. Партийный спектр.
Председатель. Депутаты.
Выборы в Законодательное собрание ПК (деловая игра в формате кейс-стадии) (3 час)
Опережающее задание для рабочих групп.
Подготовить кейс для журнала «Избиратель» по теме «Выборы в Законодательное
собрание Пермского края» (Приложение 2).
Презентация кейсов.
Работа класса в ходе презентации с оценочным инструментарием.
Задание классу:
Заполните лист контроля, для этого вам необходимо внимательно прослушать
презентации кейсов и вписать необходимую информацию в соответствующую графу
таблицы листа контроля (Приложение 3).
Ответьте на вопросы теста «Я – избиратель» и по ключу определите, какой вы избиратель.
Группа социологов класса проанализирует результаты тестирования и даст необходимые
рекомендации. (Приложение 4)
Уполномоченный по правам человека (3 час)
Из истории появления омбудсменов. Правовой статус уполномоченного
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В КОНСТИТУЦИИ РФ (5
час)
Задание для групп
Заполните таблицу «Реализация принципа разделения властей в Конституции РФ» с
указанием статей (Приложение 8)
1 группа – полномочия Президента РФ
2 группа – полномочия Совета Федерации
3 группа – полномочия Государственной Думы
4 группа – полномочия Правительства РФ
ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОНОГО
СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (3 час)
Контрольно-обучающее тестирование № 1
В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут
ответы на поставленные в тесте вопросы.
(Приложение 5)
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (3 час)
Международные акты в области прав и свобод человека, признанные Россией.
Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Конвенция о правах ребенка.
Сравнительный анализ текстов Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека.
Изучение и сравнительный анализ положений Международного пакта о гражданских и
политических правах и Конституции РФ.
9

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА (3 час)
История возникновения идеи правового государства.
И. Кант и концепция правового государства.
Основные отличия правового государства от не правового.
Задание классу
Заполнить сравнительную таблицу по ходу лекции. (Приложение 6)
ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В КОНСТИТУЦИИ РФ» (3 час)
Контрольно-обучающее тестирование № 2
В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут
ответы на поставленные в тесте вопросы с указанием статей и их
комментарием (Приложение 7)
ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ» (4 час)
Контрольно-обучающее тестирование № 3
В ходе групповой самостоятельной работы с текстом Конституции России учащиеся ищут
ответы на поставленные в тесте вопросы с указание статей и их
комментарием (Приложение 9)
ПОВТОРИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА
Контрольные задания к изученному материалу по типу упражнений «Снежный ком»,
«Корректор»,
«Четвертый
лишний»,
выделения
существенных
признаков
обществоведческих понятий из предложенных вариантов, продолжение фразы, анализа
суждений, поиска ошибок в тексте.
ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ КУРСА (1 час)
Словарный зачет по изученным обществоведческим понятиям данного курса устного по
билетам или письменного.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (1 час)
Презентация лучших творческих работ и проектов, творческие работы.

10

Тематическое планирование (68 часов)
Кол-во
часов
№
Описание примерного содержания занятий
(теория /
практика)
Что значит изучать Конституцию и зачем нужен
этот курс. О чем мы будем говорить? Требования
1-2 Введение
2/0
учителя к уровню подготовки учащихся. Формы
контроля.
История
появления
конституции.
Истоки
К
истории
конституционализма. Конституционный вопрос в
становления
России в 19 веке. Александр 1 и движение
3-4
1/1
правовой системы
декабристов. Александр 2. Николай 2 и манифест
России
17 Октября – начало демократического
конституционализма.
Каков смысл ст.1Конституции РФ Понятие
.
Основы
5конституционного строя. Система принципов
конституционного 1 / 2
6-7
конституционного строя России.
строя РФ
Содержание
(темы)

8910

Реализация
принципов
конституционного
1/2
строя России в
статьях
Конституции

11- Права и свободы
12- человека
и 1/2
13 гражданина в РФ

14- Гражданство РФ
15
16Федеративное
17устройство РФ
18
Президент
19- Российской
20 Федерации
Федеральное
21Собрание РФ
22
2324- Законодательный
25 процесс
26Правительство РФ
27

1/1

Идеологический
плюрализм.
Политический
плюрализм. Светское государство. Социальное
государство.
Высшая ценность – права и свободы человека и
гражданина. Народ – носитель государственной
власти. Как управляет народ. Основные права
человека (ст. 20-48) Неотчуждаемость основных
прав и свобод человека. Равенство граждан перед
судом и законом.
Российское гражданство: понятие, принципы.
Основания и порядок приобретения российского
гражданства.

1/2

Работа по вопросам Каковы полномочия
субъектов Федерации? Ст. 65-70. Субъекты РФ.
Территория РФ. Границы между субъектами РФ.
Изменение границ.

1/ 1

Организовать работу с текстом Конституции
(глава 4). Лекции с элементами беседы: когда в
России был учрежден пост Президента и почему?

1/1

Практическая работа.
Составить опорный
конспект «Полномочия Совета Федерации и
Государственной Думы

1/2

Работа с Конституцией РФст104 Практическая
работа «Что сначала, что потом».

1/1

Знакомство с деятельностью исполнительной
власти Ст 110-114, 117) Состав и функции
11

28- Судебная власть в
29- РФ. Прокуратура 1/2
30 РФ

313233- Разделение властей 1 / 2
3435

Правительства РФ. Экскурсия Администрация
Московского района
Познакомить с компетенцией Конституционного
и Верховного судов и прокуратурой Организовать
встречу с судьей Московского района Ст 118-129.
Правосудие. Кто может стать судьей. Экскурсия
(Прокуратура Московского района)
Познакомить с принципами разделения властей в
Конституции РФ. Разделение функций и
полномочий законодательной, исполнительной и
судебной
ветвей
власти.
Круглый
стол
«Взаимодействие 3 ветвей власти»

Местное
36- самоуправление в
37- РФ
0/3
38

Знакомство
с
функциями
местного
самоуправления, как оно осуществляется.
Экскурсия (МУП Гагаринское)

Законодательное
39Собрание г. Санкт400/3
Петербурга
41

Создание
сообщений
и
презентаций
«Законодательное собрание СПб» Экскурсия

42- Выборы
в
43- Законодательное
1/2
44 собрание СПб
Уполномоченный
45по
правам
461/2
человека
47
484950

515253

545556

Реализация
принципа
разделения
1/2
Властей
в
Конституции РФ
Повторительное
обобщение темы
«Основы
2/1
Конституционного
строя РФ»
Реализация
основополагающих
принципов
1/2
международного
права
в
Конституции РФ

57Концепция
581/2
Правового
59
государства
60- Повторительное
1/2
61- обобщение темы

Деловая игра в формате кейс-стадии
Особенности деятельности уполномоченного по
правам человека Круглый стол (встреча с
работниками орготдела Смольного)

Работа по группам. Практическая деятельность

Повторение Тест №1

Практическая
работа
с
документами
Международного права, Конституцией РФ

Изучение
концепций
создания
государства. Работа с таблицей

Правового

Повторение темы. Выполнение теста№2
12

62

«Концепция
Правового
государства и её
реализация
в
Конституции РФ»

Повторительное
63обобщение темы
64«Разделение
1/3
65Властей»
66
67
68

Повторительное
обобщение курса
Итоговое
обобщение курса
Итого

Повторение темы. Выполнение теста№3

1/0

Работа с технологиями:
«Корректор»

1/0

Подготовка к зачету

«Снежный

ком»,

27/41

13

План мероприятий
Название и Сроки
форма
проведени
мероприятия я

Ресурсы

Круглый
Октябрь
стол
«Конституци
онный строй
России»

Презентации

Парламентск Февраль
ие дебаты

Интернетресурсы
Раздаточный
материал
Презентации,
сообщения о
ветвях власти

Дискуссия
Апрель
на
тему
«Цель
разделения
властей

Предполагаемый результат

Фамилия
и
должность
ответственного
лица
В ходе работы формируем Н.А.Бывальцева
понятие конституционного
строя. Система принципов
конституционного
строя
России.
Основы
организации
государственной власти в
практической деятельности
Формируем
понятие
о Н.А.Бывальцева
деятельности Гражданского
общества
Выработка умения вести Н.А.Бывальцева
дискуссию,
задавать
и
отвечать на вопросы

Контрольные испытания
В целях проверки уровня усвоения учащимися программы в конце года проводятся
контрольные испытания: защита проектов (индивидуальных и групповых), презентация
портфолио. Контрольно-обучающее тестирование применяется в следующих случаях:
Для групповой самостоятельной работы с источниками, в которых учащиеся ищут ответы
на поставленные в тесте вопросы (в данном случае – работа с текстом Конституции
России);
Для оживления внимания учащихся в ходе занятия;
Для контроля усвоения темы, уточнения знаний, их углубления.
Критерием успешного освоения данного курса является:
-свободное владение темой курса
-эффективно самостоятельное составление тестов по пройденному материалу;
-свободно владеть терминами, понятиями
Форма подведения итогов: публичная защита проектов, (познавательные задания,
проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации,
собеседования, выступления на семинарах, проекты.
Методическое обеспечение программы:
1.
2.
3.

Конституция РФ
Учебник Право А. И. Матвеев, Л.Н. Боголюбов «Просвещение 2017г
А.И. Кравченко. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 – (ФГОС.
Инновационная школа).

14

Рекомендуемая литература:
1.
Конституция
Российской
Федерации. –
М.:
Айрис-Пресс,
2004.
2. Алиасберг, Н. И. Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению
для 8–9 классов средней общеобразовательной школы. – СПб.: Специальная литература,
1998.
–
480
с. –
ISBN
5-7571-0108-3.
3. Варывдин, В. А. Учебно-методический комплекс. Основы права: альбом схем, таблиц и
определений. – М.: Педагогическое общество России, Изд. дом «Ноосфера», 1999. – 164
с. –
ISBN
5-93134-030-0.
4. Иоффе, А. Н. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: Изд. дом
«Новый
учебник»,
2003.
–
240
с. –
ISBN
5-8393-0145-0.
5. Ищенко, В. М. Изучаем Конституцию Российской Федерации: учеб.-метод. пособие для
преподавателей обществ. дисциплин, учащихся старших классов, студентов высших и
средних спец. учебных заведений. – Чебоксары: КЛИО, 1997. – 108 с. – ISBN 5-86977-0335.
6. Кашанина, Т. В., Кашанин, А. В. Основы государства и права: учебник для 9 класса
общеобразоват. учрежд. – 2-е изд., дораб. – М.: Витта-Пресс, 2003. – 256 с.: ил. – ISBN 57755-0518-2.
7. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2003.
8. Любимов, А. П. Конституция Российской Федерации: альбом таблиц и схем. – М.:
Издательская группа НОРМА – ИНФРА. – М., 1998. – 142 с. – ISBN 5-89123-224-3, ISBN
5-86225-719-5.
9. Мы, народ… Гражданин и Конституция: курс для старших классов средней школы:
планы уроков / пер. с англ. Русская версия Н. Воскресенской, П. Положевца. – М.: ЗАО
«Учительская
газета». –
1997.
10. Мы, народ… Российская Конституция: курс для старших классов средней школы:
планы уроков / Н. М. Воскресенская, А. Н. Иоффе, А. Ф. Никитин / под ред. Л. В.
Волошиной, П. Г. Положевца. – М.: ЗАО «Учительская газета», 1998. –190 с.
11. Основы государства и права: учебное пособие для поступающих в вузы / под ред. акад.
О. Е. Кутафина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1996. – 360 с. – ISBN 5-7357-00367.
12. Пронькин, В. Н., Гутников, А. Б. Живое право. Занимательная энциклопедия
практического права: книга для ученика. Т. 1: учеб. пособие для 8–11 кл. – СПб.: Изд-во
Санкт-Петербургского института права им. Принца П. Г. Ольденбургского, 2000. – 512
с. – ISBN 5-87795-064-9.

15

ЦОР:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
http://www.edusite.ru
http://gazpromschool.by.ru/projects/pravo/index.htm
http://ido.edu.ru/ffec/juris-index.html
http://lesson-history.narod.ru
http://swor56.ucoz.ru/load
http://www.i-u.ru/biblio/persons.aspx?gid=16&pid=18
http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html
http://www.kremlin.ru/ (официальный сайт Президента РФ)
http://www.council.gov.ru/ (официальный сайт Совета Федерации)
http://www.duma.gov.ru/ (официальный сайт Государственной Думы РФ)
http://www.government.ru/content/ (официальный сайт Правительства РФ)

ОБОРУДОВАНИЕ:
1) Компьютер
2) Проектор
3) Экран

16

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Учебные упражнения:
Упражнение “Снежный ком” (с использованием терминов и понятий исключительно по
избирательному праву). Цель для учащихся: предъявить свой “понятийный багаж” по
обсуждаемой теме.
Упражнение “Корректор”. Цель: в предложенный текст вставить пропущенные слова,
словосочетания, цифры;
Приложение 2

1.
2.
3.
4.
5.
6.





Примерные вопросы, которые может содержать кейс:
Общие сведения о Законодательном Собрании Пермского края;
Деятельность Законодательного Собрания Пермского края;
Выборы 2021 года: порядок, нововведения и др.;
Политические партии, представленные на выборах;
СМИ о выборах 2021 года;
Отношение электората к выборам 2021 года.
Правила презентации кейса:
Полнота и содержание кейса должны быть достаточными для создания образа
предлагаемого для обсуждения объекта;
Соблюдение главного принципа “уважение необходимо”;
Кейс должен содержать достоверную информацию, а значит предъявление
источников информации обязательно;
Решение о том, какой кейс будет использован в журнале, принимает заказчик
информационного продукта, но процесс обсуждения важнее самого решения
Приложение 3
Лист контроля
Законодательное собрание ПК
Председатель
Количество депутатов
Срок работы депутатов в Законодательном
Собрании
История ЗС
Кто может стать депутатом ЗС
Тип избирательной системы, по которой
избираются депутаты ЗС
Какие политические партии приняли участие
в выборах 8.09.21 г.
17

Основные направления деятельности ЗС
Как молодежь представлена в ЗС

Приложение 4
Тест «Я – избиратель»
Ответьте на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов ответов.
1. Если Ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата, который
нравится ему, то:
А) сделаю так, как он просит;
Б) не знаю, как поступить;
В) не выполню его просьбу.
2. Если Вам предложат достойные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:
А) приму предложение и продам бюллетень;
Б) не знаю, как поступить;
В) не приму предложение.
3. Если в день выборов у меня появится шанс классно отдохнуть с ночевкой на природе в
отличной компании, то:
А) выберу отдых и не пойду голосовать;
Б) не знаю, как поступить;
В) пойду голосовать.
4. Если Вы узнаете, что в день выборов Ваши родители собрались на дачу (за город) и не
намерены голосовать, то:
А) промолчу;
Б) не знаю, как поступить;
В) буду просить их проголосовать.
5. Если один из кандидатов пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные
бесплатные поездки за границу на протяжении всего срока своих полномочий, то:
А) проголосую за него;
Б) не знаю, как поступить;
В) проголосую за другого кандидата.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты,
то:
А) проголосую за него;
Б) не знаю, как поступить;
В) не проголосую за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из-за которых все
неприятности», то:
А) проголосую за него;
Б) не знаю, как поступить;
В) не проголосую за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные
походы для расширения границ государства со 100% гарантией успеха, то:
А) проголосую за него;
Б) не знаю, как поступить;
В) не проголосую за него.
Ключи:

18

Если в ответах преобладает вариант «А», то печальной может быть судьба нашего
Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете
смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Во-первых, Вы
помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего
кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на
способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы. Во-вторых, продавая свой
голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из
ничего. Обещания выполнены не будут.
Если в ответах преобладает вариант «Б», то Вы немногим отличаетесь от предыдущего
избирателя. Вы думаете, что политика никогда Вас не коснется. Вы боитесь брать
ответственность на себя даже за свои решения. Тогда в чем заключается Ваша свобода?
Если в ответах преобладает вариант «В», то все в порядке. Наша страна будет мощной
державой, а значит и Вы, как ее гражданин, будете свободны в своем выборе, т.к. Ваши
права и свободы охраняются законом.
Приложение 5
Методика контрольно-обучающего тестирования
Контрольно-обучающее тестирование применяется в следующих случаях:
1.
Для групповой самостоятельной работы с источниками, в которых учащиеся ищут
ответы на поставленные в тесте вопросы (в данном случае – работа с текстом
Конституции России);
2.
Для оживления внимания учащихся в ходе занятия;
3.
Для контроля усвоения темы, уточнения знаний, их углубления.
Условия применения контрольно-обучающего тестирования:
а) учащиеся должны не только назвать, но и обязательно обосновать, почему избран
именно этот вариант ответа;
б) выслушиваются и те варианты ответа, на которых настаивают другие учащиеся с
обоснованием;
в) вопросы желательно ставить нестандартно;
г) эффективно самостоятельное составление тестов по пройденному материалу;
д) в ходе тестирования могут применяться работа экспертов из состава учащихся, работа
над тестом групп с последующей защитой.

Контрольно-обучающий тест №1 по теме
«ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Как правильно называется наше государство?
а) Российская Федерация
б) Россия
в) иной ответ
1.
Кто ответственен за защиту прав и свобод граждан России?
а) Президент
б) государство
в) Федеральное Собрание
1.
Формы осуществления власти народом:
а) через референдум и свободные выборы
б) через органы государственной власти
в) через органы местного самоуправления
1.
Кто в РФ имеет право на собственную Конституцию?
1.

19

а) РФ как суверенное государство
б) республики
в) края
1.
Кто может лишить российского гражданства?
а) Президент
б) суд
в) иной ответ
1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.
1.

1.
1.
1.

Закреплено ли в Конституции РФ право наций на самоопределение?
а) нет
б) да
в) иной ответ
Какие общественные объединения запрещены в нашей стране?
а) подрывающие целостность РФ
б) разжигающие социальную, национальную и религиозную рознь
в) имеющие вооруженные отряды
Государственный язык в РФ:
а) двуязычие в республиках
б) русский
в) иной ответ
Государственная религия в РФ:
а) православие
б) все религии поддерживаются государством
в) иной ответ
Кто может изменить конституционные полномочия Президента РФ?
а) Совет Федерации
б) Федеральное Собрание
в) иной ответ
Кто может изменить название субъекта РФ?
а) сами субъекты федерации
б) Федеральное Собрание
в) всенародный референдум
Кто может изменить основы конституционного строя РФ?
а) Федеральное Собрание
б) Конституционное Собрание
в) иной ответ

Ответы
аб
Ст. 1 ч. 2
аб
Ст. 80 ч.2
Ст.2
абв
Ст.3 ч 2,3
аб
Ст. 1 ч. 2
аб
Ст. 1 ч. 2

аб
Ст. 80 ч.2
Ст.2
1.
абв
Ст.3 ч 2,3
1.
аб
Ст.5 ч.2
1.
в
Ст.14 ч.1,2
1.

в
Ст.71 п. «а»
Ст.76 ч.1
Ст.108 ч.2
1.
а
ст.137 ч.2
ст. 73
1.
б
ст.16 ч.1
ст. 135 ч. 1,2,3
1.

20

Приложение 6
Сравнительная таблица
Признаки различения
Неправовое государство
Источник права
Источник власти
Приоритеты
Формы
Государства

Правовое государство

Приложение 7
Контрольно-обучающий тест №2 по теме
«КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
КОНСТИТУЦИИ РФ»
1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

И

ЕЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ

В

Кто в правовом государстве является источником права?
а) государство
б) общество
в) законы, принятые с учетом неотчуждаемых прав человека
Кто в правовом государстве является источником власти?
а) президент
б) государство
в) народ
В какой форме народ осуществляет государственную власть и законотворчество?
а) через органы государственной власти
б) непосредственно
в) через органы местного самоуправления
г) через референдум и свободные выборы
Как народ может влиять на изменение основ конституционного строя РФ?
а) через выборы высших представительных органов государственной власти
б) через выборы Президента РФ
в) иной ответ
Каким может быть в действительности срок полномочий депутатов
Государственной Думы?
а) 1 год
б) 4 года
в) иной ответ
В чем выражается идеологическое многообразие в РФ?
а) в равенстве всех общественных объединений перед законом
б) в запрете государственной или обязательной идеологии
в) иной ответ
Кто может помиловать преступника, осужденного судом?
а) Верховный Суд РФ
б) Президент
в) Конституционный суд
В чем ведении находятся вопросы образования?
а) в ведении РФ
б) в ведении субъектов РФ
в) иной ответ
Ответы

21

в
ст. 105 ч.1
ст. 90 ч.2
ст.4 ч.2
ст.2
ст.17 ч.2
ст.18
1.
в
ст.3 ч.1, 2
ст.11 ч.1, 2
1.
абвг
ст.3 ч.2
ст.3 ч.3
1.
в
ст. 16 ч.1
ст.135 ч.1, ч.2,
1.

в
ст. 96 ч.1
ст. 111 ч.4
ст. 117 ч.3, ч.4
ст. 109 ч.3, ч. 4, ч.5
1.
в
ст.14 ч.1
ст.28 ч.1
ст.29 ч.1, ч.3, ч.4, ч.5
1.
б
ст.126
ст.89
1.
в
ст.72 ч.1.
1.

22

Вопрос для сравнения
Президент

Совет
Федерации

Государственная
Дума

Правительство

Приход к власти
Оставление
полномочий

властных

Основные обязанности
Полномочия относительно
Правительства
Полномочия относительно
Президента
Полномочия относительно
Государственной Думы
Полномочия относительно
Совета Федерации
Полномочия относительно
председателя
Центрального банка России
Полномочия относительно
судей Конституционного,
Верховного,
Высшего
Арбитражного судов
Полномочия относительно
Вооруженных Сил
Полномочия относительно
государственного
бюджета
Полномочия
международных
отношений

в

Иные полномочия
Приложение 8
Приложение 9
Контрольно-обучающий тест №3 по теме
«РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ И РЕАЛИЗАЦИЯ
КОНСТИТУЦИИ РФ»
1.

ЭТОГО

ПРИНЦИПА

В

Кто может отрешить от должности Президента РФ?
23

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

1.

а) Государственная Дума
б) всенародный референдум
в) Совет Федерации
Кто может распустить Совет Федерации?
а) Президент
б) Федеральное Собрание
в) иной ответ
Кто решает вопрос об отставке Правительства?
а) Государственная Дума
б) Президент
в) Совет федерации
Кто принимает федеральные законы?
а) Государственная Дума
б) Президент
в) Совет Федерации
Кто назначает Председателя Правительства?
а) Федеральное Собрание
б) Государственная Дума
в) Президент
Кто назначает председателя Центрального банка России?
а) Государственная Дума
б) Президент
в) Совет Федерации
Кто назначает судей Конституционного Суда?
а) Государственная Дума
б) Президент
в) Совет Федерации
Кто назначает министра обороны РФ?
а) Председатель Правительства
б) Правительство
в) иной ответ
Кто утверждает государственный бюджет?
а) Государственная Дума
б) Федеральное Собрание
в) Президент
Кто руководит внешней политикой РФ?
а) Правительство
б) Президент
в) Совет Федерации
Кто может предоставить политическое убежище?
а) Правительство
б) Министерство иностранных дел
в) Президент
Кто может объявить амнистию?
а) Президент
б) Государственная Дума
в) иной ответ
Кто управляет федеральной собственностью?
а) Президент
б) Федеральное Собрание
в) иной ответ
В чьем ведении находится внешняя политика?
24

а) в ведении субъектов РФ
б) в ведении Российской Федерации
в) в ведении республик РФ и Российской Федерации
1.
Кому подчиняются органы местного самоуправления?
а) Правительству РФ
б) органам государственной власти субъектов РФ
в) населению в пределах своей территории
Ответы
1.

1.

1.

1.

1.

в)
ст.93 ч.1, ч.2
ст.102 ч.1
ст.3 ч.3
ст.84
в)
ст.96 ч.2
ст.95 ч.2
б)
ст.83 в)
ст.117 ч.3
а)
ст.105 чч.1, 3,4,5
ст.84 д)
ст.107 ч.3
в)
ст.83 а)
ст.103 ч.1 а)
ст.111 ч.4

1.

1.

1.

1.

1.

а)
ст.103 ч.1 в)
ст. 83 г)
в)
ст.102 ч.1 ж)
ст.83 е)
в)
ст.83 л)
ст.87 ч.1
ст.112 ч.2
а)
ст.105 ч.1
ст.106
ст.84
ст.114
б)
ст.86
ст.106
ст.114

в)

1.
ст.89

б)

1.
ст.103

в)

1.
ст.114

б)

1.
ст.71
ст.72
1.

а), б), в)
ст.115 ч.2
ст.90 ч.2
ст.73
ст.12

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».