РП УК Практикум по истории-11

2

«Практикума по истории с древнейших времён до конца XIX века»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикума по истории с древнейших времён до конца
XIX века» предназначена для учащихся
16 -18 лет (11 классов) общеобразовательной школы. Она разработана в соответствии со следующими
документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); утвержденным приказом Минобрнауки
РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
- Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента
Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями);
- авторской программы элективного курса «Личность и история России» - Н.И. Чеботарѐва. Волгоград,
2007 г.
Программа рассчитана на 34 часа. Рабочая программа предусматривает расширение и
углубление знаний учащихся по предмету «История». Преподавание этого элективного курса окажет
большую помощь выпускникам в подготовке к ЕГЭ.
Элективный учебный курс «Практикума по истории с древнейших времён до конца XIX века»
предполагает изучение жизни и деятельности исторических личностей России и других государств с
конца древнейших времен до наших дней. Сегодня, когда происходят активные перемены жизни
общества, преобразуются прежние формы поведения, отношения к миру и людям, истории своей
страны, многие ценности теряют свой смысл. Всѐ больше распространяется исторический нигилизм,
история нашего государства преподносится зачастую в «сером» цвете. Школьный курс истории не
может вместить в себя характеристики многих исторических персоналий, повлиявших на
политическую, экономическую или культурную ситуацию в стране в тот, или иной период, а, в
конечном счѐте, сыгравших заметную роль в истории развития нашего государства. Новое общество
требует от всех сотрудничества, толерантности, знания основных исторических тенденций.
Сегодняшние условия предполагают новые основы социализации молодого человека, формирования
его гражданственности, патриотизма, а это невозможно без знания истории своей страны. Программа
элективного курса ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших
деятелях России и других государств, чья деятельность оставила заметный след в истории России и
Мира.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Основными целями курса являются:
сформировать у учеников понимание исторического прошлого в связи с тенденциями
современного развития России и мира;
создать условия для восприятия отечественных и мировых культурных традиций и ценностей
прошлого в их связи с настоящим;
познакомить выпускников
с основными теориями и концепциями, описывающими и
объясняющими развитие общества, а также научить понимать роль исторических деятелей в
формировании судеб государства.
Задачами курса являются:
1) формирование интереса выпускников к закономерностям исторического развития России, роли
политических деятелей в её судьбе;
3

2) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более
глубокого осмысления исторической действительности;
3) формирование и развитие умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания,
полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической
жизни, для решения познавательных и практических задач;
4) воспитание патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;
5) воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного,
персонифицированного мышления; 6) развитие исторического мышления школьников на базе
материала курса.
ОСОБЕННОСТИ КУРСА.
Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на
побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому
применению полученных знаний. Технология учебно-познавательной деятельности при изучении
курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей
учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится
внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к
размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Актуальность элективного курса «Практикума по истории с древнейших времён до конца XIX века»
состоит в том, что учащиеся должны знать и понимать роль личности в истории. Учащиеся должны
уметь описывать биографии общественных и политических деятелей, связанных с образованием
новых государств, со сменой политических режимов, с реформами, революциями, войнами. Также
описывать биографии и называть достижения выдающихся представителей науки и культуры.
Рассмотрение вопросов курса важно в контексте с событиями мировой истории, так как многие
процессы взаимосвязаны. Необходимость и актуальность курса очевидна, так как в программе
основной общеобразовательной школы невозможно подробно и объективно оценить ту или иную
личность, еѐ роль в истории, тот или иной исторический процесс. Познакомиться с малоизвестными
фактами биографии; всесторонне рассмотреть историческое событие и роль личности в этом событии
в связи с большим объемом программного материала и ограниченным количеством часов. Между тем
именно углубленное изучение истории даѐт полную и объективную оценку исторических событий и
явлений; позволяет учащимся сформулировать собственную точку зрения на происходившие
события, выявить причинно-следственные связи.
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ - базовый.
Объем программы: 34 часа.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 34 часа в год – 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Вводное занятие.
Первые князья (Рюриковичи) и их роль в становлении русского государства.
Первые русские князья. Спорные вопросы появления государства у восточных славян; внутренняя и
внешняя политика Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Походы Олега на Византию и заключение
первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: защита Руси от набегов
печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Княжение Ольги: укрепление
4

княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Правление Святослава
Игоревича. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию;
расширение территории государства Русь.
Русь во времена Владимира Святославовича.
Роль христианства в истории и культуре Руси. Правление Владимира Святославича. Значение
принятия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных
границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления
государством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в
народных легендах и преданиях.
Правление Ярослава Мудрого.
Появление первого письменного свода законов и формирование феодальных отношений. Ярослав
Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых
городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Русская Правда
— первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета
Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого.
Александр Невский.
Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.
Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причины
крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение
шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя Александра Ярославича. Невская битва
(1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность
Александра Невского. От Калиты до Дмитрия Донского.
Первый московский князь Даниил. Возвышение Москвы при Иване Калите. Усиление Москвы при
Дмитрии Ивановиче. Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей.
Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях,
литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь. Иван
III и образование единого государства.
Создание новой системы управления государством и свержение ига. Объединение русских земель
вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды.
Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золотой Орды. Расширение
международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя:
царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата управления
единого государства. Принятие общерусского Судебника.
Иван Грозный и его современники.
Иван Грозный - первый русский царь. Реформы. Судебник 1550г. Сословно-представительная
монархия. Внешняя политика Ивана Грозного: присоединение Казани и Астрахани, Ливонская война,
начало освоения Сибири. Опричнина. Царь Федор Иванович. Конец Московской династии
Рюриковичей. Русская православная церковь в 16 веке. Стоглавый собор. Святые и еретики.
Установление патриаршества.
Минин и Пожарский в истории Смуты.
История Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории
Смуты; судьба его руководителей. Предпосылки и причины Смуты. Первое ополчение. Лжедмитрий
II. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор
1613 г.
Первые Романовы.
Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования. Царь
Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму.
5

Вхождение Левобережной Украины в состав России. Никон
и Аввакум в церковном расколе.
Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Раскол в русской православной церкви. Никон
и Аввакум. Старообрядцы.
Петр I и его современники.
Правление царевны Софьи. Формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные
вопросы в истории правления Петра. Оценка деятельности Петра I в исторической науке.
Женщины на российском престоле XVIII века
Правление Екатрины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Внешняя и внутренняя политика
России в эпоху дворцовых переворотов.
Золотой век Екатерины II. Ломоносов и русская культура XVIII века.
Вклад Ломоносова в развитие русской науки и культуры XVIII века.
Александр I - несостоявшийся реформатор. Кутузов М. И. и Отечественная война 1812 года.
Итоги внутренней и внешней политики Павла I (1796—1801). Личность Александра I. Анализ
деятельности личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов
и мнения современников. Великий полководческий талант Кутузова и его ученики.
Россия при Николае I. Александр II и эпоха великих реформ.
Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Историческая необходимость отмены
крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ. Николай I-жандарм
Европы и Александр II-Освободитель Правление Александра III.
Упрочение основ самодержавия. Внешняя и внутренняя политика Александра III. Контрреформы
Александра III. Николай II. Столыпин П.А. Витте С. Ю.
Личность Николая II. Внутренняя политика правительства в начале XX в. П.А. Столыпин и его
политика. Программа системных реформ П.А. Столыпина. Крестьянская реформа. Переселенческая
политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Кризисные явления в обществе П.А.
Столыпин и его политика. Витте С.Ю.- личность и человек.
Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства.
Революционно-демократические преобразования. Новые органы власти и управления. Роль Ленина в
октябрьских событиях 1917 года. Человек и политик. В.И. Ленин - глава советского правительства.
Российские и советские полководцы в 20-30гг. XX века.
Создание Красной Армии. Революционный Военный Совет (РВС).
Красные командиры.
Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский. Политические портреты. Политические идеалы.
Белые генералы: Колчак, Деникин, Врангель, Юденич, Миллер. Биографии, деятельность на фронтах
гражданской войны, послевоенные судьбы.
Джугашвили (Сталин) И. В.
Сталин - человек и политик.
Советские полководцы 40-50 е гг. XX века. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941
-1945).
Примеры стойкости советского солдата на фронте, в плену (Космодемьянская, Матросов, Лиза
Чайкина, Гастелло и др.).
Роль полководцев Великой Отечественной войны (Т.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К.
Рокоссовский, Б.М. Шапошников и др.), причины просчѐтов и неудач.
Партизанское движение. С.А. Ковпак, Сабуров, Фѐдоров. СССР
в 1953 -1964гг.
СССР после ХХ съезда КПСС. Новые ориентиры развития общества. Н.С. Хрущѐв - человек и политик.
Борьба за власть. Победа Н.С.Хрущѐва. Отставка Н.С. Хрущёва СССР: от реформ — к застою.
6

Л.И. Брежнев. Система коллективного руководства. Восстановление прежней вертикали власти: ЦК —
обком — райком; воссоздание отраслевых министерств. Экономические реформы 1960-х гг. Члены
Политбюро ЦК КПСС Косыгин, Ю.Андропов, А.Громыко, К.Черненко, М.Суслов Начало политики
перестройки.
Деятельность Ю.В. Андропова: попытки оздоровления экономики и политики страны. Борьба с
коррупцией. Ужесточение борьбы с инакомыслием.
Приход к власти М.С. Горбачёва. Возобновление борьбы с коррупцией. Обновление высшего звена
правящей элиты. Стратегия ускорения как основа экономических программ и причины её провала.
Итоги и исторические уроки в перестройке. М. С. Горбачѐв - политик нового поколения. Оценка
реформ Горбачѐва историками и политологами
Б.Н. Ельцин и суверенная Россия.
Б.Н. Ельцин первый президент России. Личность и политик.
Политические лидеры 1990-х гг. (Е.Гайдар, Е. Примаков, А.Чубайс, В.Черномырдин).
Политические лидеры России 21 века.
В.В. Путин президент России. Парламентские и президентские выборы. Меры по укреплению
вертикали власти. Усиление правовой базы реформ. Оценка деятельности российскими и зарубежными
политиками.
Итоговое занятие. Подведение итогов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ном
ер
тем
ы

тема занятия

вид занятия

кол-во часов

дата
проведени
я

11 класс
1

2

Вводное занятие.

Входной контроль

Первые князья (Рюриковичи) и их роль в
становлении русского государства.
Первые русские князья. Спорные вопросы
появления государства у восточных славян;
внутренняя и внешняя политика Рюрика,
Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Походы
Олега на Византию и заключение первого в
истории Руси международного договора. Лекция
Княжение Игоря: защита Руси от набегов
Практикум
печенегов, походы на Византию и заключение
нового
договора.
Княжение
Ольги:
укрепление княжеской власти, установление
уроков и погостов, принятие христианства.
Правление Святослава Игоревича. Походы
князя Святослава на Хазарский каганат, в
Волжскую
Булгарию
и
Византию;
расширение территории государства Русь.

1

0,5
1,5

7

3

4

5

6

Русь
во
времена
Владимира
Святославовича.
Роль христианства в истории и культуре
Руси. Правление Владимира Святославича.
Значение принятия Русью христианства.
Деятельность Владимира по усилению
безопасности
государственных
границ, Практикум
строительству храмов, распространению
грамотности. Создание новой системы
управления
государством,
предпосылки
обострения междоусобиц после смерти князя
Владимира. Образ князя в народных легендах
и преданиях.
Правление Ярослава Мудрого.
Появление первого письменного свода
законов и формирование феодальных
отношений. Ярослав Мудрый на киевском
престоле: личность князя, расширение границ
государства, основание новых городов,
Практикум
укрепление
международных
связей,
покровительство Церкви и просвещению.
Русская Правда — первый свод законов
государства Русь. Нормы древнерусского
права. Признаки расцвета Древнерусского
государства в правление Ярослава Мудрого.
Александр Невский.
Александр Ярославович Невский. Выбор
Семинар
князя. Борьба против шведских и немецких
рыцарей.
Прибалтийский
регион:
геополитическое положение, население и
хозяйство.
Предпосылки
и
причины
крестовых походов в Прибалтику. Ордены
крестоносцев и угроза западным границам
Руси. Вторжение шведов в новгородские
земли. Призвание новгородцами князя
Александра Ярославича. Невская битва
(1240). Вторжение немецких рыцарей в
новгородские земли. Ледовое побоище (1242).
Личность Александра Невского.
От Калиты до Дмитрия Донского.
Первый
московский
князь
Даниил.
Возвышение Москвы при Иване Калите.
Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче.
Москва – центр объединения Руси и роль в
этом процессе московских князей.
Куликовская битва (1380) и её историческое
значение. Герои и образы Куликовской битвы
в летописях, литературе, искусстве и
исторической памяти потомков. Нашествие
хана Тохтамыша на Русь.

Лекция
Практикум

1

1

1

0,5
1,5

8

7

8

9

10

11

Иван III
и
образование единого
государства.
Создание новой
системы
управления
государством и свержение ига. Объединение
русских земель вокруг Москвы. Иван III.
Присоединение
Новгорода
и
Твери.
Ликвидация зависимости от Орды. Новый
этап политики московских князей в
отношениях с наследниками Золотой Орды.
Расширение
международных
связей
Московского государства. Перемены в
устройстве двора великого князя: царский
титул и регалии, новая государственная
символика.
Формирование
аппарата
управления единого государства. Принятие
общерусского Судебника.
Иван Грозный и его современники.
Иван Грозный
- первый русский царь.
Реформы.
Судебник
1550г.
Сословнопредставительная
монархия.
Внешняя
политика
Ивана
Грозного:
присоединение Казани и Астрахани, Ливонская
война, начало освоения Сибири. Опричнина.
Царь Федор
Иванович. Конец Московской династии
Рюриковичей. Русская православная церковь в
16 веке. Стоглавый собор. Святые и еретики.
Установление патриаршества.
Минин и Пожарский в истории Смуты.
История Смутного времени через призму его
участников; значение второго ополчения в
истории Смуты; судьба его руководителей.
Предпосылки и причины Смуты. Первое
ополчение.
Лжедмитрий
II.
Второе
ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий
Пожарский. Освобождение Москвы. Земский
собор 1613 г.
Первые Романовы.
Избрание
новой
династии.
Михаил

Семинар

Семинар

Практикум

Семинар

Фёдорович и Алексей Михайлович – первые
преобразования. Царь Михаил Федорович.
Патриарх
Филарет.
Царь
Алексей
Михайлович.
Шаги
к
абсолютизму.
Вхождение Левобережной Украины в состав
России.
Никон и Аввакум в церковном расколе.
Борьба светской и духовной власти. Церковная
реформа. Раскол в русской православной Практикум
церкви. Никон и Аввакум. Старообрядцы.

1

1

1

1

1

9

12

13

14

15

16

17

18

Петр I и его современники.
Правление царевны Софьи. Формирование
личности Петра I; окружение Петра;
дискуссионные вопросы в истории правления
Петра. Оценка деятельности Петра I в
исторической науке.
Женщины на российском престоле XVIII
века
Правление Екатрины I, Анны Иоанновны,
Елизаветы Петровны. Внешняя и внутренняя
политика
России
в
эпоху
дворцовых переворотов.
Золотой век Екатерины II. Ломоносов и
русская культура XVIII века.
Вклад Ломоносова в развитие русской науки и
культуры XVIII века.
Александр I - несостоявшийся реформатор.
Кутузов М. И. и Отечественная война 1812
года.
Итоги внутренней и внешней политики Павла I
(1796—1801). Личность
Александра I.
Анализ деятельности личности императора и
его реформаторской несостоятельности через
анализ документов и
мнения
современников. Великий
полководческий
талант Кутузова и его ученики.
Россия при Николае I. Александр II и эпоха
великих реформ.
Попытка укрепить империю через усиление
цензуры.
Историческая
необходимость
отмены крепостного права и личное мужество
императора при проведении реформ. Николай
I-жандарм Европы и
Александр II-Освободитель
Правление Александра III.
Упрочение основ самодержавия. Внешняя и
внутренняя политика Александра III.
Контрреформы Александра III.
Николай II. Столыпин П.А. Витте С. Ю.
Личность Николая II. Внутренняя политика
правительства в начале XX в. П.А. Столыпин
и его политика. Программа системных реформ
П.А. Столыпина. Крестьянская реформа.
Переселенческая политика. Масштабы и
результаты
реформ
П.А.
Столыпина.
Кризисные явления в обществе П.А.
Столыпин и его политика. Витте С.Ю.личность и человек.

Лекция
Практикум

1
1

Практикум
(историческая справка)

1

практикум

1

Практикум

2

Практикум

1

Практикум

1

Практикум
(мини – исследование
или описание по
алгоритму
«Политический
деятель»)

2

10

19

20

21

22

23

24

Владимир Ильич Ленин - основатель
советского государства.
Революционнодемократические
преобразования. Новые органы власти и
управления. Роль Ленина в октябрьских
событиях 1917 года. Человек и политик. В.И.
Ленин - глава советского правительства.
Российские и советские полководцы в 2030
гг. XX века.
Создание Красной Армии. Революционный
Военный Совет (РВС). Красные командиры.
Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев,
Котовский. Политические портреты.
Политические идеалы.
Белые генералы: Колчак, Деникин, Врангель,
Юденич, Миллер. Биографии, деятельность
на
фронтах
гражданской войны,
послевоенные судьбы.
Джугашвили (Сталин) И. В. Сталин
- человек и политик.
Советские полководцы 40-50 е гг. XX века.
СССР в годы Великой
Отечественной войны (1941 -1945).
Примеры стойкости советского солдата на
фронте, в плену (Космодемьянская,
Матросов, Лиза Чайкина, Гастелло и др.).
Роль полководцев Великой Отечественной
войны (Т.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С.
Конев, К.К. Рокоссовский, Б.М. Шапошников
и др.), причины просчѐтов и неудач.
Партизанское
движение.
С.А.
Ковпак,
Сабуров, Фѐдоров.
СССР в 1953 -1964гг.
СССР после ХХ съезда КПСС. Новые
ориентиры развития общества. Н.С. Хрущѐв человек и политик. Борьба за власть. Победа
Н.С.Хрущѐва. Отставка Н.С. Хрущёва
СССР: от реформ — к застою.
Л.И. Брежнев. Система коллективного
руководства.
Восстановление
прежней
вертикали власти: ЦК — обком — райком;
воссоздание отраслевых министерств.
Экономические реформы 1960-х гг. Члены
Политбюро
ЦК
КПСС
Косыгин,
Ю.Андропов,
А.Громыко,
К.Черненко, М.Суслов

Семинар

1

Практикум

2

Семинар

1

Практикум

2

Семинар

1

Семинар

1

11

25

26

27

28

Начало политики перестройки.
Деятельность Ю.В. Андропова: попытки
оздоровления экономики и политики страны.
Борьба с коррупцией. Ужесточение борьбы с
инакомыслием.
Приход
к
власти
М.С.
Горбачёва. Семинар
Возобновление борьбы с коррупцией.
Обновление высшего звена правящей элиты.
Стратегия
ускорения
как
основа
экономических программ и причины её
провала. Итоги и исторические уроки в
перестройке. М. С. Горбачѐв - политик нового
поколения. Оценка реформ
Горбачѐва историками и политологами
Б.Н. Ельцин и суверенная Россия.
Б.Н. Ельцин первый президент России.
Личность и политик.
Практикум
Политические лидеры 1990-х гг. (Е.Гайдар, Е.
Примаков, А.Чубайс, В.Черномырдин).
Политические лидеры России 21 века.
В.В. Путин президент России. Парламентские
и президентские выборы.
Меры
по
укреплению вертикали власти. Усиление Семинар Практикум
правовой базы реформ. Оценка деятельности
российскими и зарубежными политиками.
Итоговое занятие. Подведение итогов.

Итого

номер
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9

1

1

1

Контроль знаний и
1
умений (в форме ЕГЭ)
34 часа

тема
Вводное занятие.
Первые князья (Рюриковичи) и их роль в становлении русского государства.
Русь во времена Владимира Святославовича.
Правление Ярослава Мудрого.
Александр Невский.
От Калиты до Дмитрия Донского.
Иван III и образование единого государства.
Иван Грозный и его современники.
Минин и Пожарский в истории Смуты.

кол-во
часов
1
0,5
1,5
1
1
1
0,5
1,5
1
1
1

12

Первые Романовы.

10

Никон и Аввакум в церковном расколе.

11

Петр I и его современники.

12

Женщины на российском престоле XVIII века

13

1
1
1
1
1

Золотой век Екатерины II. Ломоносов и русская культура XVIII века.
1
.
Александр I - несостоявшийся реформатор. Кутузов М. И. и Отечественная война 1812
2
года.

14
15

Россия при Николае I. Александр II и эпоха великих реформ.

16
17

Правление Александра III.

Николай II. Столыпин П.А. Витте С. Ю.

18

Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства.

19

Российские и советские полководцы в 20-30 гг. XX века.

20

Джугашвили (Сталин) И. В.

21

1
1

2
1
2
1

Советские полководцы 40-50 е гг. XX века. СССР в годы Великой Отечественной войны
(1941 -1945).
2

22

СССР в 1953 -1964гг.

23

СССР: от реформ — к застою.

24

Начало политики перестройки.

25

Б.Н. Ельцин и суверенная Россия.

26
27
28

1
1
1
1

Политические лидеры России 21 века.

1

Итоговое занятие.
Итого

1
34

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ
элективного курса «Практикума по истории». Личностные
результаты:
•
•

формирование
основ
гражданской,
этнонациональной,
социальной,
культурной
самоидентификации личности обучающегося;
усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества:

13

гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур;
• формирование представления о роли личности в истории, знание основных исторических
событий развития государтвенности и общества; знание истории края, его достижений и
культурных традиций;
• формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою
страну;
• воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
• формирование
умения
строить
жизненные
планы
с
учётом
конкретных
социальноисторических, политических и экономических условий;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического
диалога,
сложившихся
в
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном Российском государстве.
Метапредметные:
• развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей
определять и аргументировать своё отношение к ней;
• формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;
• формирование навыков контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
• формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ
проектно-исследовательской деятельности;
• формирование навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками;
• приобретение навыков коммуникативной компетентности (умения передавать информацию в
устной и в письменной форме );
• формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию
(систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию,
выделять главную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов,
мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в
наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, опорных
конспектов);
• формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
• формирование стремления устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;
• формирование умения формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её,
спорить и отстаивать ;
• формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• формирование умения распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть
получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
14

формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• формирование умения отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться
к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
• формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
Предметные
Выпускник на базовом уровне научится:
• рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;
• знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории;
• определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
• представлять культурное наследие России и других стран;
• работать с различными историческими источниками ( сравнивать различные исторические
документы, давать им общую характеристику, соотносить иллюстративный материал с
историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать
статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет- ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами);
• критически анализировать информацию из различных источников;
• владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
• демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
• оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
• ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в
науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать умение сравнивать и обобщать события российской и зарубежной истории,
выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль личности в развитии
мирового сообщества;
• устанавливать аналогии и оценивать вклад отдельных личностей в сокровищницу мировой
науки и культуры;
• проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении курса «История в лицах»;
• характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
зарубежной истории;
• понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными
историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ,
внешнеполитических событий, войн и революций;
• использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;
• соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических
личностей с древнего времени до наших дней;
• анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ - XXI вв.;
•

15

•

обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России с опорой на
материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической
терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения.

РАЗДЕЛ № 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий.
Лекция-беседа или диалог с аудиторией – форма организации учебной деятельности, представляющая
собой метод донесения
до учащихся новых знаний. Основное отличие от других форм занятий — большая информативность
и активная позиция обучающихся.
Педагог передаёт новую систематизированную информацию, раскрывает междисциплинарные связи,
фокусирует внимание учащихся на основных проблемах, отражает практический опыт решения
поставленных задач в процессе беседы.
Ведущими принципами и одновременно критериями эффективности лекций истории считаются:
оптимальное сочетание обучающих, воспитывающих, развивающих функций; системность, ясность
изложения и активизация мышления учеников; аргументированность суждений; учёт особенностей
аудитории (профиль класса); сочетание теории и практики, логики изложения с творческой
импровизацией учителя; использование технических средств.
Семинар – это форма организации учебного занятия, направленная на теоретическое усвоение
какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых знаний. Семинар как
форма организации учебного занятия в 11 классах может быть использован для обсуждения общих
проблем и выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам
определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся
и условий организации образовательной деятельности.
Структура семинара для 11 классов.
1. Определение цели семинара.
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка
оптимальных решений).
3. Представление результатов обсуждения группами.
4. Общее обсуждение.
Цель семинара заключается в усвоении, систематизации, фиксации основных знаний по изучаемому
вопросу, промежуточное тестировании, закрепление.
Практикум — форма тематических учебных занятий, связанных с лекционным курсом, используемая
для формирования умений и компетенций, проверки уровня усвоения материала учащимися.
Практическое занятие курса истории как форма организации образовательной деятельности носит
обучающий характер, направлено на формирование предметных умений и компетенций в области
исторического знания, является связующим звеном между теоретическим освоением учеником
предмета и применением его положений в реальной жизненной ситуации. Предметные умения и
компетенции отрабатываются посредством решения практических задач, выполнения заданий,
осуществления поисковой деятельности и др..
Занятие – презентация учебных достижений — форма организации учебной деятельности с целью
мониторинга приращения знаний и умений обучающихся. Мониторинг может быть проведён в форме
решения тематического теста, тематического задания, практических задач, написания эссе,
викторины.

16

Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии
исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение
гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов. Для
проведения мини-исследования используется один-два источника, результаты представляются в
простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов.
Работа с разными источниками информации, анализ статистических данных, проведение опросов,
интервью, оформление списка источников и представление результатов в виде развёрнутого текста,
устного сообщения с презентацией или в виде доклада.
Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:
• письменная контрольная работа (включает задания, проверяющие знание теории и владение
метапредметными умениями);
- тест
- устный опрос;
- викторина;
- защита исследовательской работы;
- написание эссе;
- решение практических задач;
- выполнение тематических заданий.

год
обучения
2023-2024
1 год

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПРОГРАММЫ
дата начала
дата
всего
количество
количество
учебных
учебных дней учебных
обучения по окончания
обучения по недель
часов
программе
программе
01.09.2023

25.05.2024

34

34

34

режим
занятий

1 раз в
неделю
по 1 ч.

Литература для
учителя
1. Аверх, А. Я Столыпин и судьбы реформ в России. - М, 1991.
2. Анисгшов, Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.
3. Журнал «Преподавание истории в школе». - 1997. - № 1; 2000. - № 4. А.Захарова, Л. Г. Александр
117/ Вопросы истории. - 1992. -№ 6-7.
6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену
// сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.
7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт, изд. - М, 1991.
8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.
9.Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М, 1991.
10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. - Воронеж:
Информатор, 1993.
11. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М, 1990.
12. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999. И др.
Правовая база:
17

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» (с дополнениями и изменениями); утвержденным приказом Минобрнауки
РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
- Историко-культурный стандарт, разработанный в соответствии с поручением Президента
Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (с изменениями).

Интернет - источники по предмету
- Документальные фильмы, атласы, карты.
- Репродукции картин, фотографии.
- Дидактический материал (документы, исторические источники, схемы, таблицы, карты).
- Электронные источники:
http://rulers.narod.ru/ http://historydoc.edu.ru/ http://www.rubricon.com/qe.asp?qtype=7&id=0&srubr=3835
http://www.worldwar1.com. http://www.dio.ru/great_war/ http://militera.lib.ru/
http://history.standart.edu.ru/ http://rusimper.narod.ru/ о рос. императорах http://shiphistory.ru/ Россия
корабельная http://www.whiteforce.newmail.ru белая гвардия http://www.praviteli.org/main/about.php
правители России и Советского Союза http://stalinism.ru/ Сталин http://rkka.ru/index.htm О РККА
http://pish.ru/application и др.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».