РП УК Методы решения физических задач 10-11

Пояснительная записка
Рабочая программа уч е б н о г о курса по физике для 10-11 классов «Методы решения
физических задач» на 2023 – 2024учебный год составлена на основе:
 «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»,
составитель: В.А. Коровин, - «Дрофа», 2017 г.
 Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»: 10-11
классы», М., ВАКО, 2015 г.
 Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А.
Сауров «Практика решения физических задач. 10-11классы», - «Вентана-Граф»,
2016 г.
Курс рассчитан на 2 года обучения
Цели курса:
1. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения физических задач исамостоятельного
приобретения новых знаний;
2. совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
3. формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и
методах решения физических задач;
4. применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств
вещества, решения физических задач, самостоятельногоприобретения и
оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.

Общая характеристика курса
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных
знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении
физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих
физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами
исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными
идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями
отечественной науки и техники, с новыми профессиями.
Программа
учебного
курса
ориентирует
учителя
на
дальнейшее
совершенствование уже усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся
программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы
школьного курса физики, в

начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы
данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать
вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается два урока, целью которых является знакомство
учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения.
Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции:
анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение),
вывод.
В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности
действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу
полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из
механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи
из разделов курса физики 11 класса.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал,
так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке
к единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное
внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта
решения задач различной трудности.
В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная
физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме проверочных работ,
задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике. После изучения
небольших тем («Законы сохранения. Гидростатика», «Основы термодинамики»,
«Волновые и квантовые свойства света») проводятся занятия в форме тестовой работы
на 1 час, содержащей задания из ЕГЭ (часть 1 и часть 2).

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

соответствие содержания задач уровню классической физики,
выдержавших проверку временем, а также уровню развития современной физики, с
возможностью построения в процессе решения физических и математических моделей
изучаемых объектов с различной степенью детализации, реализуемой на основе
применения: конкретных законов физических теорий, фундаментальных физических
законов, методологических принципов физики, а также методов экспериментальной,
теоретической и вычислительной физики;

соответствие содержания и форм предъявления задач требованиям
государственных программ по физике;

возможность обучения анализу условий экспериментально наблюдаемых
явлений, рассматриваемых в задаче;

возможность формирования посредством содержания задач и методов их
решения научного мировоззрения и научного подхода к изучению явлений природы,
адекватных стилю мышления, в рамках которого может быть решена задача;

жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.
Предлагаемый курс ориентирован на коммуникативный, исследовательский
подход в обучении, в котором прослеживаются следующие этапы субъектной
деятельности учащихся и учителя: совместное творчество учителя и учащихся по
созданию физической проблемной ситуации или деятельности по подбору цикла задач
по изучаемой теме → анализ найденной проблемной ситуации (задачи), четкое
формулирование физической части проблемы (задачи), выдвижение гипотез, разработка
моделей (физических, математических), прогнозирование результатов, развития во
времени экспериментально наблюдаемых явлений проверка и корректировка гипотез →
нахождение решений проверка и анализ решений → предложения по использованию
полученных результатов для постановки и решения

других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а
также по темам других предметов естественнонаучного цикла, оценка значения.

Общие рекомендации к проведению занятий
При изучении курса могут возникнуть методические сложности, связанные с тем,
что знаний по большинству разделов курса физики на уровне основной школы
недостаточно для осознанного восприятия ряда рассматриваемых вопросов и задач.
Большая часть материала, составляющая содержание прикладного курса,
соответствует государственному образовательному стандарту физического образования
на профильном уровне, в связи, с чем курс не столько расширяет круг предметных
знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления непредметных
мировоззренческой и методологической компонент содержания.

Методы и организационные формы обучения
Для реализации целей и задач данного прикладного курса предполагается
использовать следующие формы занятий: практикумы по решению задач,
самостоятельная работа учащихся, консультации, выполнение работ в формате ЕГЭ. На
занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка,
решения и обсуждения решения задач, подготовка к единому тестированию, подбор и
составление задач на тему и т.д. Предполагается также выполнение домашних заданий
по решению задач. Доминантной же формой учения должна стать исследовательская
деятельность ученика, которая может быть реализована как на занятиях в классе, так и в
ходе самостоятельной работы учащихся. Все занятия должны носить проблемный
характер и включать в себя самостоятельную работу.
Методы обучения, применяемые в рамках прикладного курса, могут и должны
быть достаточно разнообразными. Прежде всего это исследовательская работа самих
учащихся, составление обобщающих таблиц, а также подготовка и защита учащимися
алгоритмов решения задач. В зависимости от индивидуального плана учитель должен
предлагать учащимся подготовленный им перечень задач различного уровня сложности.
Помимо исследовательского метода целесообразно использование частичнопоискового, проблемного изложения, а в отдельных случаях информационноиллюстративного. Последний метод применяется в том случае, когда у учащихся
отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы.
Средства обучения
Основными средствами обучения при изучении прикладного курса являются:

Физические приборы.

Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).

Дидактические материалы.

Учебники физики для старших классов средней школы.

Учебные пособия по физике, сборники задач.

Организация самостоятельной работы
Самостоятельная работа предполагает создание дидактического комплекса задач,
решенных самостоятельно на основе использования конкретных законов физических
теорий, фундаментальных физических законов, методологических принципов физики, а
также методов экспериментальной, теоретической и вычислительной физики из
различных сборников задач с ориентацией на профильное образование учащихся.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
o ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию, осознанный
выбор;
o способность к эмоциональному восприятию математических и физических
объектов, задач, решений, рассуждений;
o умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить
примеры и контрпримеры;
o умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
o критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
o креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении
задач.
Метапредметными результатами реализации программы станет формирование
общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и физики,
являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер
человеческойдеятельности, а именно следующих универсальных учебных действий.
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
o самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного
обсуждения некоторой ситуации, отражающей конкретноефизическое
явление и (или) закон;
o составлять план и последовательность действий;
o проводить математическую интерпретацию физических явлений;
o предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
o адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной
задачи, её объективную трудность и собственныевозможности её решения;
o работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
проводить качественное моделирование, выявляя иисправляя допущенные
ошибки;
o в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы иработы всех,
исходя из имеющихся критериев;
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения той или иной задачи, каких знаний
недостаточно при выбранном плане решения;
o отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернетресурсов;
o проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с
помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между
физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы;
o добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
o перерабатывать полученную информацию: сравнивать, сопоставлять и
группировать факты и явления (задачи и подзадачи и их физические и
геометрические образы); выявлять причинно-следственные связи между
изменением задачной ситуацией, ее физической и геометрической
составляющей, ее зрительного представления, способа решения задачи;
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
o организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределятьфункции и роли
участников;
o взаимодействовать и находить общие способы работы; находить общее решение;
слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
o координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
o аргументировать свою позицию и координировать её.
o

Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента
для систематического освоения курса физики,формирование механизмов мышления,
характерных для математической деятельности, а именно:
учащиеся получат возможность научиться:
o иметь представление об основных изучаемых понятиях как важнейших
математических моделях, позволяющих описывать и изучатьреальные процессы
и явления;
o работать с физическим и математическим текстом (анализировать, извлекать
необходимую информацию), грамотно применять физическую и математическую
терминологию и символику, использовать различные языки физики и математики;
o проводить классификации, логические обоснования, доказательства утверждений;
o овладеть символьным языком алгебры, приемами решения уравнений, систем
уравнений, использовать идею координат на плоскости для интерпретации
уравнений, систем, применять аппарат уравнений для решения задач из
различных разделов курса физики;
o овладеть системой функциональных понятий, функциональным языком и
символикой, уметь на основе функционально-графическихпредставлений
описывать и анализировать реальные физические зависимости;
o выбирать рациональный способ решения задачи;
o владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,
экспериментальным и т.д.;
o приобрести опыт самостоятельной деятельности при решении учебных и
исследовательских задач;

o приобрести опыт презентации собственного продукта.

Представление образовательных результатов и подведение
итогов:
Для данного курса наиболее соответствует зачетная форма оценки. Итоги работы
подводятся по результатам учебной деятельности учащихся в конце года.
Форма итоговой работы по программе: контрольная работа по КИМам ЕГЭ
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе: опросов,
решения задач,
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить
знания, умения и навыки обучающихся комплексно по следующим компонентам:
o Умение действовать в соответствии с поставленной целью.
o Умение работать с информацией: находить, отбирать, перерабатывать,
представлять.
o Умение использовать логические действия: анализ, синтез, сравнение,
обобщение.
o Умение применять опорные знания, устанавливать связи между ними.
Одной из форм контроля при проведении занятий является педагогическое
наблюдение за поведением и действиями учеников, уровнем, глубиной и стойкостью их
познавательного интереса; общение в ходе планирования, выполнения и анализа
результатов экспериментов.
Другой важной формой контроля являются профориентационные беседы со
школьниками.

Содержание курса
Правила и приемы решения физических задач (2 ч)
Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач. Составление
физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при
решении физических задач. Выполнение плана решения задачи. Анализ решения и
оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения
задачи. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы,
аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод графов.
Операции над векторными величинами (2ч)
Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора.
Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Проекции вектора на координатные
оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.
Равномерное движение. (3 ч)

Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое
представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению.
Мгновенная скорость. Относительность механического движения. Формула сложения
скоростей.
Одномерное равнопеременное движение (3 ч)
Ускорение. Равноускоренное движение. Равнозамедленное и равноускоренное движение.
Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение
свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.
Двумерное равнопеременное движение (3 ч)
Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полета,
времени полета. Максимальная высота подъема тела при движении под углом к
горизонту. Время подъема до максимальной высоты. Скорость в любой момент
движения. Уравнение траектории движения.
Динамика материальной точки. Поступательное движение (4 ч)
Координатный метод решения задач по механике.
Движение материальной точки по окружности (3 ч)
Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость.
Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное
ускорение. Закон Всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса (4 ч)
Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и
неупругое столкновение.
Работа и энергия в механике. Закон сохранения механической энергии (5 ч)
Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.
Статика и гидростатика (2 ч)
Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела.
Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в
жидкости. Условия плавания тел. Несжимаемая жидкость.
Решение задач ЕГЭ по теме «Механика» (3 ч)
Основы молекулярно-кинетической теории (4 ч)
Количество вещества. Масса и размер молекул. Основное уравнение МКТ. Энергия
теплового движения молекул. Зависимость давления газаот концентрации молекул и
температуры. Скорость молекул газа. Уравнение состояния идеального газа.
Изопроцессы.
Основы термодинамики (5 ч)
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Первый закон
термодинамики. Адиабатный процесс. Изменениевнутренней энергии в процессе
совершения работы. Тепловые двигатели.
Свойства паров. Влажность воздуха.
Электрическое поле (5 ч)
Закон Кулона. Напряженность поля. Проводники в электрическом поле. Поле
заряженного шара и пластины. Энергия заряженного тела вэлектрическом поле.
Разность потенциалов. Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.
Законы постоянного тока (5 ч)
Сила тока. Сопротивление. Закон Ома. Работа и мощность тока. Электродвижущая сила.
Закон Ома для замкнутой цепи. Законы Кирхгофа.
Электромагнитные колебания и волны (7 ч)

Магнитное поле тока. Магнитная индукция. Магнитный поток. Закон Ампера. Сила
Лоренца. Магнитные свойства вещества. Закон электромагнитной индукции. Различные
свойства электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция,
дифракция, поляризация. Геометрическая оптика: зеркала, оптические схемы.
Решение вариантов ЕГЭ (4 ч)

Календарно – тематическое планирование 10 класс
1 час в неделю, всего 34 часа.
№
п/п

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16

Тема
заняти
я

Правила и приемы решения физических
задач (2 часа)
Общие требования при решении физических задач.
Различные приемы и способы решения.
Операции над векторными величинами (2
часа)
Скалярные и векторные величины.
Действия с векторами. Проекции вектора на оси координат.
Равномерное движение (3 часа)
Прямолинейное равномерное движение.
Средняя скорость.
Мгновенная скорость.
Закон сложения скоростей (3 часа)
Относительность движения.
Движение с разных точек зрения.
Закон сложения скоростей.
Одномерное равнопеременное движение (3
часа)
Равнопеременное движение.
Перемещение при равноускоренном движении.
Свободное падение. Ускорение свободного падения.
Двумерное равнопеременное движение (3
часа)
Движение тела брошенного под углом к горизонту.
Максимальная высота подъема тела при движении под
углом к
горизонту.
Уравнение траектории движении.

Кол
-во
час
ов

Д
а
т
а
план фак при
т
меч
ани
я

1
1

05.09
12.09

1
1

19.09
26.09

1
1
1

03.10
10.10
17.10

1
1
1

24.10
07.11
14.11

1
1
1

21.11
28.11
05.12

1

12.12
19.12

1
1

26.12

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
2
8
2
9
30
31
3
2
3
3
34

Динамика материальной точки (3 часа)
Координатный метод решения задач.
Поступательное движение.
Законы Ньютона при решении задач.
Движение материальной точки по
окружности (3 часа)
Период и частота обращения.
Центростремительное ускорение.
Закон Всемирного тяготения.
Импульс. Закон сохранения импульса ( 3
часа)
Импульс тела. Импульс силы.
Абсолютно упругое столкновение.
Неупругое столкновение.
Работа и энергия в механике (4 часа)
Механическая работа.
Потенциальная и кинетическая энергия.
Полная механическая энергия.

1
1
1

16.01
23.01
30.01

1
1
1

06.02
13.02
20.02

1
1
1

27.02
06.03
13.03

1
1

20.03
03.04
10.03
17.03

2

Статика и гидростатика (2 часа)
Условия равновесия тел. Сила Архимеда.
Давление в жидкости. Закон Паскаля.
Решение задач ЕГЭ части 1.

1
1

Резерв

1

2

24.03
08.05
15.05
22.05
01.05

Календарно – тематическое планирование 11 класс
1 час в неделю, всего 34 часа.

№

Тема занятия

Колво

п/

часо

п

в

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Основы молекулярно-кинетической
теории (4 часа)
Масса и размер молекул. Постоянная Авогадро.
Основное уравнение МКТ.
Зависимость давления от концентрации молекул и
температуры.
Изопроцессы.
Основы термодинамики (4 ч)
Внутренняя энергия одноатомного газа.
Первый закон термодинамики.
Изменение внутренней энергии тел.
Тепловые двигатели.
Свойства паров, жидких и твердых тел (4
часа)
Свойства паров.
Поверхностное натяжение.
Механические свойства твердых тел.
Влажность воздуха.
Электрическое поле (5 часов)
Закон Кулона.
Проводники в электрическом поле.
Энергия заряженного тела в электрическом поле.
Разность потенциалов.
Электроемкость конденсатора. Энергия заряженного
конденсатора.
Законы постоянного тока (5 часов)
Сила тока. Сопротивление.
Закон Ома.
Работа и мощность тока.
Электродвижущая сила.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Д
а
т
а
план факт прим
ечан
ия

22 Закон Ома для замкнутой цепи.
Электромагнитные колебания и волны
(7часов)
23 Магнитное поле тока. Магнитный поток.
24 Закон Ампера.
25 Сила Лоренца.
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной
26
индукции.
27 Электромагнитные колебания и волны.
28 Геометрическая оптика.
29 Физическая оптика
Решение задач (4 часа)
30 Решение вариантов ЕГЭ
31 Решение вариантов ЕГЭ
32 Решение вариантов ЕГЭ
33 Решение вариантов ЕГЭ
34 Резерв

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя
1. Зорин Н. И. «Элективный курс «Методы решения физических задач»:
10-11 классы», М., ВАКО, 2007 г.(мастерская учителя).
2. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. «Методика решения задач по физике в
средней школе», М., Просвещение, 1987 г.
3. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. 10 класс. Учимся решать задачи»,
М., Дрофа, 2007 г.
4. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М., просвещение,
1983 г.
5. Яворский Б. М., Селезнев Ю. А. «Справочное руководство по физике
для поступающих в вузы и длясамообразования», М., Наука, 1989 г.
6. Бобошина С. Б. «ЕГЭ. Физика. Практикум по выполнению типовых
тестовых заданий», М., Экзамен, 2009 г.
7. Курашова С. А. «ЕГЭ. Физика. Раздаточный материал тренировочных
тестов», СПб, Тригон, 2009 г.
8. Москалев А. Н., Никулова Г. А. «Готовимся к единому государственному

Литература для обучающихся
1. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10
класс», М., Дрофа, 2007 г.
2. Минько Н. В. «Физика: полный курс. 7-11 классы. Мультимедийный
репетитор (+CD)», СПб, 2009 г.
3. Балаш В. А. «Задачи по физике и методы их решения», М.,
Просвещение, 1983 г.
4. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.:
Сборник задач с ответами и решениями», М.,Мнемозина, 2004 г.
5. Малинин А. Н. «Сборник вопросов и задач по физике. 10—11 классы»,
М., Просвещение, 2002 г.
6. Меледин Г. В. «Физика в задачах: экзаменационные задачи с
решениями», М., Наука, 1985 г.
7. Черноуцан А. И. «Физика. Задачи с ответами и решениями», М.,
Высшая школа, 2003 г.
8. Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике: для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений», М.,просвещение, 2000 г.
Интернет – ресурсы
1) http://experiment.edu.ru/ - коллекция видеоэкспериментов федерального
портала общего образования
2) http://school-collection.edu.ru/ - коллекция образовательных ресурсов
для школы
3) http://ntpo.com/physics/opening.shtml - открытия в физике
4) http://physics.nad.ru/physics.htm - анимация физических процессов
5) http://ege.edu.ru/ - федеральный портал единого государственного
экзамена
6) https://sdamgia.ru/ - образовательный портал для подготовки к
экзаменам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».